Три года назад архитекторы Наталья и Валентина были в декретном отпуске, нашли себе хобби по душе: купили красителей, миксер и стали делать пряники. Первые партии ушли на подарки родственникам, которые и посоветовали начать свое дело. Так появился проект ЭтноПряник.
Деньги
На старте проект не требовал крупных инвестиций: ингредиенты для теста, набор красителей, которых хватает на два года, ручной миксер и формочки — это все, что нам было нужно.
Уже потом купили проектор за 11 000 ₽ — с его помощью мы переносили рисунок на пряник, чтобы легко обводить изображение глазурью. До появления техники для этих целей использовали бумажные эскизы и детское копировальное стекло — результат был такой же, но процесс занимал гораздо больше времени.
С рецептурой все просто: у наших пряников один основной вкус — тесто на козульной основе со специями и медом. Иногда клиенты просят воздержаться от меда или специй — тогда готовим из светлого теста с ароматом апельсина.
Когда налаживали производство, были проблемы с рецептом глазури. Мы не используем готовую смесь, а делаем свою. Пришлось экспериментировать: глазурь то не сохла, то была очень жесткой, то растворялась от акварельной техники. Бились над этим, пока не получили то, что нужно.
Заказчики
В первое время клиентами были родственники, знакомые и знакомые знакомых. Они доверяли нам и сразу заказывали сложные композиции: благодаря этому мы накопили неплохой визуальный контент для соцсетей. Следующий поток заказов стал приходить уже через ВКонтакте и Инстаграм.
У нас есть постоянные клиенты, но в основном работаем с новыми заказчиками из разных городов и стран. Наши пряники — не просто продукт питания, а необычное лакомство, которое покупают на эмоциях и спонтанно.
«Люди воспринимают наши пряники, как арт-объекты, которые можно съесть»
У нас не было задачи строить бизнес на основе традиционного русского промысла или традиций. Вряд ли можно назвать традиционным пряники с изображением персонажей из мультиков. Это, скорее, про яркий и небанальный подарок, который не успеет надоесть, потому что ты его съешь 🙂
Заказывают не только из родного Новосибирска и России. Как-то раз мы отправили 20 кг пряников в Швейцарию. А еще был случай, когда пришел заказ из Тулы, главного пряничного города. Мы сформировали заказ и отправляли его из Новосибирска — это повеселило не только нас, но и сотрудников транспортной компании во время оформления доставки 🙂
Идеи для пряников
Во время работы с тестом проявилась любовь к скульптуре: пряники приобретали все более необычную форму: елочные украшения, герои комиксов, даже шахматы. Глядя на ассортимент, не сразу понимаешь, что эту красоту можно съесть.
Одно и то же делать скучно, поэтому мы постоянно пробуем что-то новое. Но любые наши пряники можем повторить, если заказчик попросит.
Наш любимый жанр — пряничная история. Это когда обращается клиент с желанием сделать подарок человеку, у кого уже все есть, но хочется его удивить и обрадовать. Тогда мы расспрашиваем об адресате во всех подробностях. Это отголосок прошлой профессии дизайнера интерьеров: нельзя качественно спроектировать индивидуальный интерьер, не узнав о хозяевах всю подноготную. Потом мы компонуем информацию в пряничную историю. В таких заказах повторов не бывает.
Однажды к нам обратилась девушка, которая хотела поздравить подругу с восьмым марта пряничным набором с изображением персонажей из мировых блокбастеров жанра хоррор: «Пилы», «Звонка», «Бабадука», «Ведьмы из Блэр». А еще бывают работы на конкурсы и фестивали — там рамки почти отсутствуют.
Доставка
Физических точек продажи пока нет — все общение происходит онлайн. Пряники передаем из рук в руки, а в регионы отправляем почтой и курьерской службой СДЭК.
К вопросу надежной упаковки мы подходим тщательно. Заказы отправляем в почтовых коробках с воздушно-пузырьковой пленкой и бумагой внутри. Случаев, когда товар не доезжал до клиента в целом виде не было.
Эстетически эти коробки — не самый выигрышный вариант, а это важно в нашем деле: красота должна быть и внутри, и снаружи. Мы поняли, что предлагаемый на рынке ассортимент коробок нам не подходит и решили производить собственную упаковку — сейчас готовим это направление к запуску.
Развитие бизнеса
Сейчас в команде три человека: мы с Натальей отвечаем за приготовление и роспись пряников, а мой муж — за продвижение в соцсетях. Нам удалось выйти на прибыль через несколько месяцев после запуска проекта. В офис мы уже не вернулись.
Никакого контент-плана и стратегии выхода новых публикаций нет. Посты выкладываем не так часто, как хотелось бы: 1−2 раза в неделю. Обычно это актуальные на текущий момент материалы: какой-то праздник, конкурс, фестиваль или просто то, что есть под рукой.
Продвигаемся в инстаграме: участвуем в конкурсах и марафонах, проводим прямые эфиры совместно с известными кондитерскими магазинами. Заметили, что самый большой охват у постов с нестандартными пряничными наборами и у видео с процессом росписи.
После запуска инстаграма нас пригласили поучаствовать в Международном фестивале «Мир пряника» в Санкт-Петербурге, а затем на сельскохозяйственную выставку на ВДНХ в Москве. Там наш проект занял призовые места. Несколько раз мы принимали предложения выступить в качестве спонсоров на крупных публичных мероприятиях, но это имиджевая история — притока клиентов после такого участия нет.
В этом году едем в Питер — проведем там живой мастер-класс и будем спикерами на пряничном форуме.
В этом году едем в Питер — проведем там живой мастер-класс и будем спикерами на пряничном форуме.
Планов очень много! В первую очередь — мечтаем обзавестись цехом, потому что работать в ограниченной производственной площади неудобно. Сейчас весь процесс происходит в квартире-студии, которая нам стала мала. Хочется грамотно организовать пространство под производство и для проведения мастер-классов. Надеюсь, в ближайшее время нам это удастся.