Привлечение венчурного капитала может стать выходом для небольшой компании или стартапа, если банковский кредит на развитие бизнеса получить не удалось. Рассказываю, как найти инвестора и что дальше делать.
Кому и зачем нужны венчурные инвестиции
В России зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса на разной стадии развития. Если на каком-то этапе бизнесу не хватает средств для полноценного запуска или наступил момент, когда необходимо выходить на новые мощности или рынки, то без привлечения сторонних средств не обойтись.
Самый простой путь — пойти в банк или микрофинансовую организацию. В первом случае бывают жесткие требования к заемщикам — скорее всего, новая компания, которой меньше полугода, или компания с небольшим штатом не пройдет скоринг, то есть проверку банка. МФО лояльнее к заемщикам. Но за это придется заплатить повышенной процентной ставкой — для новых заемщиков она может быть вдвое выше банковской.
В этой ситуации может помочь венчурный инвестор, который готов вложить деньги в молодую компанию. По форме организации он может быть венчурным фондом или частным лицом — их еще называют бизнес-ангелами. Фонд, занимающийся венчурными инвестициями, обычно консультирует компании и совместно с их основателями выстраивает глобальную стратегию развития, например по запуску нового бизнеса с нуля или по расширению географического присутствия уже существующего бизнеса.
Как устроен венчурный рынок России
Венчурный рынок в России существует около 20 лет. Например, основным драйвером для его роста в 2020 году стали инвестиции бизнес-ангелов, которые заходили в проекты на ранних стадиях их развития. Эксперты оценивают современный рынок венчурных инвестиций в России как достаточно зрелый, хотя размеры его далеки от западного.
Российский рынок венчурных инвестиций по итогам 2020 года
Согласно обзору Dsight:
объем рынка уменьшился: 870 млн долл. в 2019 году → 703 млн долл. в 2020 году
Согласно исследованию «Венчурный барометр»:
- более половины опрошенных участников венчурного рынка имеют под своим управлением только один венчурный фонд;
- средний размер венчурного фонда в России — 44 млн долл.;
- средний чек сделки для такого фонда — 1,4 млн долл.
Где искать венчурного инвестора
Есть несколько десятков венчурных фондов, доступных для российского бизнеса. Это частные и государственные фонды, а также венчурные фонды, которые созданы корпорациями. Найти большую их часть не составит труда в различных подборках и рейтингах.
Главный секрет поиска инвестора — нетворкинг. Чем шире сеть ваших знакомств, тем выше шанс его найти. До выхода на поиски следует подготовить полноценное бизнес-предложение и презентацию, а также определить, на каких условиях вы готовы сотрудничать с инвестором.
Нужно понимать, что такая форма финансовой поддержки подразумевает вливания не просто в молодые компании. Как правило, это бизнесы из перспективных и инновационных сфер, таких как финтех, биофарма, облачные вычисления. Например, прибыльная сеть кофеен вряд ли заинтересует потенциального инвестора, а за новое платежное решение, которое позволяет использовать возможности биометрии, наверняка поборются несколько бизнес-ангелов или венчурных фондов.
В чем плюсы привлечения венчурного капитала
Для бизнеса, который привлекает венчурный капитал, преимущества очевидны: возможность получить финансирование без использования заемных средств, а в случае правильного анализа ситуации — с максимальной для себя выгодой в будущем, минимальными рисками и возможностью учиться у наставника с большим опытом, который вкладывает деньги в проект.
Для инвестора, специализирующегося на венчурных инвестициях, который идет на осознанный риск, важны следующие аспекты:
- Прежде всего это получение прибыли. Молодые проекты, которые становятся успешными, способны принести инвесторам сотни и даже тысячи процентов доходности. Если инвестор вложится в будущего единорога, то выиграет настоящий джекпот — капитализация таких компаний на пике превышает 1 млрд долл.
- Получение нового опыта. Каждая компания — отдельный микромир. В ней действуют свои правила и складывается особая коммуникация между сотрудниками. Понаблюдав за этим миром от его зарождения до краха (в худшем случае), можно понять ошибки, которые допустила компания, перенять удачные решения, которые привели к росту на венчурном рынке. Это поможет бизнес-ангелу терять меньше денег при финансировании будущих проектов и эффективнее управлять новой фирмой-протеже.
- Совершенствование экспертизы. Если инвестор входит в проект из знакомой ему сферы деятельности, он совершенствует навыки и пробует новые подходы к решению уже знакомых задач. Если сфера абсолютно новая — он углубляется в изучение нового для себя рынка. Инсайтом такого исследования, например, может стать отказ от финансирования проектов из определенной отрасли как низкодоходных.
Какие есть риски
Для бизнеса риски привлечения венчурных инвестиций минимальны, но они есть.
При наличии финансовой поддержки развивать бизнес будет проще. Но нужно понимать, что инвестор будет диктовать свои условия становления компании, что может значительно изменить ее изначальное позиционирование и даже сместить фокус с одной целевой аудитории на другую. Предположим, создатель бизнеса хотел делать динамичный и креативный продукт для молодежи, а инвестор поставил условие: он предоставит финансирование только при выборе в качестве целевой аудитории экономически активных потребителей от 25 до 40 лет. При этом инвестор может быть прав, так как имеет более релевантный опыт, просто это видение не совпадает с мнением владельца.
Одним из опасных вариантов развития событий является невыгодная для владельца бизнеса договоренность еще на старте обсуждения сделки с инвестором. Часто, чтобы привлечь необходимое финансирование, основатель фирмы готов согласиться практически на любые условия бизнес-ангела или венчурного фонда, не думая о долгосрочных последствиях. На старте идея отдавать инвестору 30 % прибыли ежемесячно или передать в его руки контрольный пакет акций спустя пять лет не кажется ужасной. Ведь он дает немалые деньги на развитие. Но спустя время подобные условия инвестора могут даже лишить основателя компании своей доли в ней или права на созданный им товарный знак. Поэтому важно не бояться вести долгие переговоры, чтобы достичь максимально выгодного компромисса для обеих сторон сделки.