Финансовой грамоте можно учиться всю жизнь. Но начинать лучше с детства, причем не только для того, чтобы стать богатым.
Исследование ученых из Университета Бригама Янга (США) показывает, что дети, которые учились обращению с деньгами с ранних лет, не только лучше распоряжались ими во взрослом возрасте, но и вступали в более здоровые романтические отношения.
Вот пошаговая инструкция, как учить детей финансовой грамотности в зависимости от того, как развивается их психика и мозг в каждом возрастном периоде.
Раннее детство (1–3 года)
Малыши очень быстро растут и умнеют, учатся ходить, говорить, размышлять. В этом возрасте ребенок сталкивается с первыми запретами родителей, рассказывает психолог Людмила Петрановская. Это не всегда приятный, но важный этап развития ребенка.
Многие родители начинают понимать, что их малыш — личность. Но и сам ребенок начинает осознавать свое «я»: проявляет свою волю, не выполняет всех распоряжений взрослых, получает опыт отстаивания себя. Он познает окружающий мир при помощи органов чувств и своих движений, считал швейцарский психолог Жан Пиаже, который создал целую теорию когнитивного развития детей.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Первое знакомство с деньгами. Объясните ребенку, что монеты и бумажные деньги нужны, чтобы обменивать их в магазине на продукты и игрушки. Во время похода в магазин обращайте внимание малыша на то, как вы оплачиваете покупки.
- Дома тоже можно поиграть в магазин. Для большей аутентичности можно купить игрушку-кассу.
▪️ Игра с монетами. Уже с двухлетнего возраста малышу можно показывать монеты и учить его называть их. Ему будет интересно трогать их, пересыпать, доставать из копилки и складывать обратно. По Пиаже, такое знакомство с деньгами будет самым полезным. Чтобы окунуть ребенка в современные реалии, можно учить его играть с пластиковыми картами.
! Важно, чтобы малыш играл с монетами только под присмотром, иначе он может подавиться ими или еще как-либо навредить себе.
Дошкольное детство (3–7 лет)
В этом возрасте ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест и одевается, осваивает новые навыки, изучает первые абстракции, например геометрические фигуры, календарь, время, счет и буквы. Пиаже считал, что именно с трех лет малыш учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но некоторые виды опыта ребенок еще не в силах воспринять; например, он думает, что кусок пластилина уменьшится, если его раскатать в колбаску, или что денег станет больше, если разменять большую монету на несколько маленьких.
Дети пока еще не могут точно оценить свои силы и часто ошибаются; это приводит к возникновению чувства вины, подтверждает Петрановская. Оно полезно и важно: формируется совесть, ответственность за свои поступки. Но при этом родители не должны стыдить ребенка, иначе чувство вины будет мешать проявлению самостоятельности и может занизить самооценку.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
▪️ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
▪️ Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
▪️ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
Исследование ученых из Университета Массачусетса показало, что отношение к деньгам у детей формируется уже в раннем возрасте — с 5 до 10 лет. Понаблюдайте, как тратит деньги ваш малыш. Если заметите излишнюю расточительность, важно научить ребенка правильному отношению к тратам и в будущем уделять особое внимание планированию бюджета и контролю спонтанных расходов.
Младший и средний школьный возраст (7–12 лет)
С началом учебы в школе у ребенка резко меняется жизненный уклад: появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Дети начинают выбирать себе близких друзей, формируют собственные представления о том, что такое хорошо и плохо, и уже достаточно здраво оценивают ситуации, в которых оказываются, пишет Людмила Петрановская.
Часто младшие школьники бывают очень любопытны, хотят все попробовать и узнать себя в самых разных областях. Именно в этот период они начинают перебирать секции, кружки и каждый раз по-новому отвечать на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».
Как учить финансовой грамотности
▪️ Выдавать больше карманных денег. С 7–8 лет ребенку можно регулярно выдавать деньги на карманные расходы. Психологи говорят, что сумма, которую получают дети, должна быть всегда одинаковой и не зависеть от поведения и успехов ребенка. Платить за выполнение домашних обязанностей не стоит, все — и взрослые, и дети — делают это бесплатно, потому что хотят, чтобы дома было чисто и уютно.
Поначалу лучше выделять деньги каждую неделю, потому что маленьким детям сложно долго ждать и планировать. Сумму на расходы стоит увеличивать вместе со взрослением ребенка, например с каждым годом давать на 100 рублей больше.
▪️ Научить копить. Для начала можно подарить ребенку красивую копилку и вместе придумать цель и стратегию накоплений. Например, первоклассник может откладывать по 50 рублей в неделю, чтобы к Новому году накопить на желанную игрушку.
▪️ Рассказать, что такое долги. Бывает, дети берут друг у друга деньги на спонтанные покупки. Разберите вместе, почему это может быть плохим решением и как правильнее поступить, если ребенок хочет купить что-то прямо сейчас, но у него нет денег. Или что делать, если кто-то просит оплатить покупку за него.
▪️ Разбираться в желаниях. В этом возрасте дети начинают повторять за сверстниками. Стоит проговорить, что финансовые возможности родителей не безграничны, а траты бывают нужные и те, которые можно отложить или пересмотреть.
Также не будет лишним задать вопросы: почему ребенок хочет, чтобы ему купили дорогую вещь, действительно ли она ему нужна или это возможность похвастаться перед одноклассниками.
Подростковый возраст (12–15 лет)
Дети постепенно превращаются во взрослых. Это непросто: все преимущества детского возраста остаются в прошлом, но взрослых привилегий пока нет, замечает Петрановская.
Самое важное для большинства подростков — отношения с людьми, особенно сверстниками. Они могут увлечься какой-нибудь субкультурой, влюбляются, стремятся отделиться от родителей, получить независимость и свободу. А родители тем временем пытаются хоть как-то контролировать подростков и частенько перегибают палку.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Выдавать деньги раз в месяц. Подростки уже готовы к более долгосрочному планированию. Пора увеличить сумму, выдаваемую на карманные расходы, и предоставить полную свободу распоряжаться деньгами так, как ребенок посчитает нужным. Требовать отчета о потраченных деньгах не лучшее решение, которое может испортить и так, вероятно, непростые отношения с подростком.
Но при этом стоит проявлять твердость: если ребенок потратил все свои деньги в начале месяца, не стоит идти у него на поводу и выдавать новую порцию на расходы. Разберитесь, почему так вышло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
▪️ Продумать бюджет. Расскажите, как планировать бюджет, помогите выбрать приложение для учета расходов и доходов. Если подросток научится считать деньги с юного возраста, это очень пригодится ему в будущем.
▪️ Познакомить с банком. С 12 лет подростка можно знакомить с финансовыми продуктами: объяснить, как устроены кредиты, депозиты, страховки. Можно поиграть в банк в своей семье, например дать подростку в кредит небольшую сумму, которую он будет возвращать с процентами, или, наоборот, взять его накопления и вернуть через некоторое время с начисленным доходом.
▪️ Предупредить о мошенниках. Расскажите подростку о мошенниках: как они воруют деньги с банковских счетов, как могут обмануть на улице. Приведите примеры из жизни своей семьи и знакомых. Разберитесь вместе, как быть бдительным и не попасться на удочку и что делать, если мошенники все-таки добрались до денег.
Старший подростковый возраст (16–18 лет)
В этом возрасте подростки уже ближе ко взрослым, чем к детям. Им приходится делать важный жизненный выбор: чем заниматься после школы, какую профессию выбрать, какие экзамены сдавать и как к ним готовиться. Важно, чтобы подросток принимал эти решения пусть и советуясь со взрослыми, но сам.
Найти работу. С 16 лет подростки могут работать официально. Здорово, если ваш ребенок найдет себе летнюю подработку, например устроится официантом, курьером, аниматором.
Лучший вариант — найти стажировку в компании по специальности, на которую подросток хотел бы пойти учиться в вуз. Если стажировка будет бесплатной, можно вознаградить ребенка, увеличив сумму на карманные расходы.
▪️ Дать финансовые обязанности. Важно подготовить подростка к самостоятельной жизни. Научите его оплачивать коммунальные платежи (и объясните, как они рассчитываются), доверьте купить еду на всю семью, вместе подайте налоговую декларацию и запросите налоговые вычеты, а если у вас есть ипотека или другие кредиты, расскажите, как они работают и как правильно их оплачивать в срок.
▪️ Открыть банковский счет. Позвольте подростку оформить собственную дебетовую карту в банке. Объясните, по каким параметрам выбрать самую доходную карту, что такое кешбэк, в каких случаях придется платить комиссию. Деньги на карманные расходы после этого можно перечислять на карту.
▪️ Познакомить с акциями и облигациями. Если у вас есть брокерский счет, расскажите подростку, как работает фондовый рынок. Чудесная идея — подарить ему на праздник акцию компании, которую он любит.