Шаг первый: Коротко о главном
Поговорите с ребенком о том, что такое деньги, для чего они нужны, когда и каким образом появились, — эту информацию он готов воспринимать уже в 3−4 года. Расскажите малышу, что сегодня деньги платят за труд, и чем выше качество выполняемого труда, тем выше доход. Поясните, что у вашей семьи есть определенный бюджет, в который каждый вносит свою лепту, а потом все доходы распределяются между разными статьями расходов.
Психологи рекомендуют иллюстрировать этот рассказ наглядными примерами. Используйте апельсин — это бюджет семьи, равный, допустим, 100 рублям, а каждая долька — это доход или расход. Одна долька — на продукты, другая — на маму или папу, третья — на ребенка
Шаг второй: Введите систему поощрений или премий
Как правило, у каждого ребенка есть его собственные обязанности: допустим, он должен убирать свои игрушки и тетрадки, чистить зубы, выносить мусор. Но некоторые дела он делает дополнительно — чтобы помочь другим домочадцам: например, помогает папе чинить автомобиль, а маме — поливать цветы. За такую помощь ребенка можно поощрить небольшой суммой на карманные расходы. Или премией.
Шаг третий: Заведите для ребенка банковскую карту
Например, наш банк выпускает карты для детей от 6 до 14 лет — как дополнительные к счету родителей. А после 14 лет ребенку можно открыть отдельный счет.
Эти карты помогают родителям следить за детскими расходами и ограничивать их суточный лимит, чтобы ребенок понимал: деньги — ресурс не бесконечный, а траты нужно планировать. Детская карта научит его распределять свой бюджет, не бояться банкоматов, самостоятельно совершать покупки. В отличие от наличных денег, электронные нельзя потерять или незаметно спустить на ветер: все траты — только в рамках установленного лимита.
Шаг четвертый: Учите ребенка считать деньги
Следить за финансовыми потоками — одно. Считать, сколько денег на счете и откуда они пришли: из новых поступлений или накоплены, — другое. Усвоив эти полезные навыки в детстве, ребенок легко применит их во взрослой жизни. Согласны?