Все знают, что нельзя переводить деньги неизвестным. Но изобретательных мошенников много. В 2020 году клиенты банков сообщили о 585 300 транзакциях без физического использования карты, 61,5 % из которых произошли с применением методов социальной инженерии. Это значит, что деньги мошенникам люди перевели сами. Сумма ущерба составила 4229,1 млн руб.
В статье расскажем, как распознать мошенников и что им отвечать.
Как понять, что с вами разговаривает мошенник
Большинство мошеннических сценариев строятся на эмоциях жертвы — как правило, это страх или жажда наживы. Их подкрепляют скоростью — человека просят выполнить действие или сообщить информацию, не давая времени на размышление. Это нужно, чтобы он не успел осознать странность ситуации.
Телефонный мошенник всегда давит на эмоции и торопит. Чаще всего звонят от лица сотрудника банка и пугают, что кто-то получил доступ к счету, обещают крупный выигрыш от лица крупной компании или банка. Другой вариант — когда звонит человек и жалуется, что ошибочно перевел деньги на карту, и просит их вернуть.
Вот признаки того, что перед вами мошенник. Обычно он:
- отвлекает объемом информации. Звонящий много говорит, часто сложными и непонятными конструкциями, задает вопросы. Фиксирует ваши ответы и комментарии и ведет себя так, чтобы человек почувствовал заботу и поверил в его участие;
- торопит действовать — не дает времени подумать, подгоняет, просит как можно скорее установить приложение или назвать цифры. Его задача — заставить человека действовать сгоряча, не осознавая происходящее;
- пугает последствиями. Звонящий говорит, что все плохо: деньги с карты уходят, счета замораживаются. Он предлагает быстрое решение, которое поможет все исправить, если назвать код, загрузить приложение и действовать по инструкции мошенника;
- обещает золотые горы. По словам звонящего, человек выиграл дорогой приз, стал обладателем автомобиля или квартиры. И чтобы приз не ушел, ему нужно перейти по ссылке или сделать что-то еще по инструкции.
Чтобы понять было проще, разберем несколько распространенных ситуаций, в которых часто оказываются люди: