

Если вы столкнулись с некачественной услугой или товаром, продавец не выполняет своих обязательств, например не отправил оплаченный заказ и не отвечает, или отказывается возвращать деньги, то такие операции можно оспорить. Причем для этого необязательно идти в суд: банк тоже может помочь. Такая процедура называется «оспаривание через платежную систему» или «диспут». Ранее это называлось «чарджбэк». Рассказываю, что это такое и когда им можно воспользоваться.
Диспут помогает оспорить списание денег при оплате картой или через СБП (на счет юридического лица или самозанятого) и вернуть их плательщику, если на это есть объективные причины. Общий принцип, который объединяет поводы для диспута, — продавец товара или услуги не выполнил свои обязательства.
Поэтому поводом для возврата денег может стать:
Как это выглядит на практике. Владимир купил билеты на фестиваль. Однако ближе к дате проведения его отменили, по словам организаторов, «из-за непредвиденных обстоятельств». Деньги возвращать отказались, поэтому мужчина обратился в банк с просьбой о диспуте. Банк вернул деньги.
Однако в некоторых случаях диспутом воспользоваться нельзя. Например, если покупатель просто передумал или понял, что не может в данный момент позволить себе эту покупку, а условия покупки не предполагали возврата. Аналогично и в некоторых других ситуациях. Например, диспут недоступен, если:
Кроме того, определенные виды транзакций — ставки в азартных играх или инвестиции — обычно в принципе не подлежат диспуту.
Перед обращением в банк покупателю нужно попробовать разрешить спор самому: связаться с поставщиком товара или услуги и объяснить ситуацию. Возможно, продавец согласится вернуть деньги или заменить товар.
Если же договориться с продавцом не получилось, нужно связаться со своим банком — позвонить или написать — и сообщить о намерении оспорить операцию и вернуть деньги. В заявлении нужно подробно описать ситуацию, а также объяснить, почему нужно вернуть деньги. По некоторым причинам срок обращения составляет 90 дней. Если покупатель не уложится в эти рамки, деньги могут не вернуть. То есть по всем формальным причинам заявитель будет прав, но у банка не будет возможности получить деньги по диспуту из-за превышения срока обращения.
Какая еще информация должна быть в заявлении:
Когда специалисты банка получат заявление, они примут его в работу, начнут разбираться в ситуации и при возможности инициируют диспут для возврата средств.
В большинстве случаев, чтобы банк запустил диспут, нужно доказать, что услуга была оказана некачественно или деньги были списаны ошибочно. В качестве доказательств могут выступить:
Список не утвержденный, поэтому для каждой ситуации могут быть свои подтверждающие документы. Чем больше доказательств предоставит заявитель, тем проще будет банку провести расследование.
Пример. Юлия заказала в интернет-магазине сумку. Ей прислали другую модель, поэтому она обратилась к администрации магазина с просьбой о возврате. На ее запрос никто не ответил, поэтому она обратилась в свой банк. В качестве доказательства она приложила к заявке скриншот страницы заказа, где были указаны параметры сумки, и фото товара, который ей прислали. Кроме того, она прикрепила чек об оплате и скриншот обращения в интернет-магазин. Банк успешно провел диспут, так как доказательства были представлены в полном объеме. Юлия получила всю сумму назад.
Процедура состоит из нескольких этапов:
Длительность процесса диспута зависит от конкретной ситуации, обоснованности требования возврата средств и необходимости привлечения арбитражного комитета. Обычно сроки и процедура диспута описаны в условиях договора с банком. Если этого пункта нет, стороны ориентируются на закон о национальной платежной системе. Согласно этому документу банк должен ответить на претензию в течение одного календарного месяца.
По результатам рассмотрения диспута клиенту банка могут одобрить возврат средств на счет. Если же аргументы покупателя покажутся банку неубедительными, в диспуте откажут.
При отказе в возврате денег пострадавшая сторона может обратиться за помощью в получении возврата средств непосредственно от недобросовестного продавца в следующие инстанции: