

Разбираемся, какая из трех альтернатив выгоднее и когда имеет смысл пересесть с личного автомобиля на каршеринг или такси.
В Москве и других крупных городах у автомобилистов есть выбор: ездить на своей машине, пользоваться каршерингом или такси. В зависимости от ваших ежедневных маршрутов можно рассчитать, какой вариант перемещения будет для вас выгоднее. В статье расскажу, как рассчитать расходы на личный автомобиль и сравнить их с ценами на такси и каршеринг.
Обратите внимание
Выгода напрямую зависит от характера использования транспорта, например сколько человек пользуются машиной — один или несколько. У каждого человека свои ситуации и маршруты, и вряд ли возможно рассмотреть их все. В статье я хочу показать на примере, как с помощью калькулятора расходов на личный транспорт рассчитать траты на ежедневные поездки по городу. А читатель сможет воспользоваться этим инструментом и понять, какой вариант выгоднее в его конкретном случае.
Для начала рассмотрим, из чего складываются ежегодные расходы на автомобиль. Их можно разделить на три группы.
Амортизация. Автомобиль — ценная собственность; после покупки вы не теряете все потраченные деньги — часть из них можно вернуть, если продать его на вторичном рынке. Но со временем стоимость автомобиля амортизируется, то есть стоимость на него с каждым годом снижается. Чем старше машина и больше у нее пробег, тем дешевле она стоит. Амортизация — это способ учитывать расходы на покупку машины. Например, если вы купили машину в салоне за 1 млн руб., то через год, по данным «Яндекса», она в среднем станет дешевле на 267,3 тыс. руб. и продолжит дешеветь каждый год. Разные машины теряют в цене по-разному, это зависит от модели, комплектации, спроса и предложения на рынке и курса рубля.
По результатам исследования «Яндекса» 2020 года, амортизация — это самая большая статья расходов автовладельцев. Расходы в год на эту статью составляют 53 %.
Страховка каско — по ней можно вернуть стоимость автомобиля в случае полного уничтожения или угона. Ее покупают добровольно, за исключением покупки автомобиля в кредит, — на практике банки не выдают кредиты без каско. На каско уходит 23 % расходов.
Расходники и обязательные платежи. Оставшиеся 25 % уходят на обязательные платежи — полис ОСАГО, налоги. А также расходники и сервис — топливо, мойку, шиномонтаж и техобслуживание.
Цена ОСАГО зависит от многих факторов: страховой компании, города прописки водителя, его возраста, стажа вождения, мощности автомобиля, сезонности его использования, истории попадания в ДТП. Транспортный налог зависит от мощности автомобиля: чем она выше, тем выше налог.
У «Яндекса» есть калькулятор расходов на личный автомобиль. Он позволяет оценить стоимость использования автомобиля в год и сравнить ее с альтернативными вариантами — такси разных классов и каршерингом экономкласса. Для расчета нужно ввести город, автомобиль и свои регулярные маршруты — калькулятор покажет расходы с учетом амортизации. Если машины нет, то можно рассчитать стоимость каршеринга и такси для своих регулярных маршрутов.
В зависимости от стоимости автомобиля структура расходов отличается. Поэтому для нашего примера я рассмотрю три варианта: когда есть личная машина экономкласса, премиум-класса и когда личного автомобиля нет.
Чтобы оценить, что выгоднее — машина, каршеринг или такси, — сначала рассчитаем стоимость владения машиной.
Для примера я взял москвича, который живет в спальном районе на окраине города и каждый день ездит в центр на работу, а в выходные — развлечься. Ежедневный маршрут туда и обратно составляет 48 км, то есть почти 17 500 км в год — по статистике, это средний пробег автомобилей в России. Допустим, этот человек — владелец популярного автомобиля экономкласса Hyundai Solaris. Рассчитаем в калькуляторе средние расходы на машину за год.
Стоимость расходов в год для Hyundai Solaris, 1,4 л, 100 л. с., АКПП
Среднее снижение стоимости за год | 91 056 руб. |
Покупка ОСАГО в год | 11 089 руб. |
Топливо в год | 48 195 руб. |
Техобслуживание раз в год | 13 458 руб. |
Мойка два раза в месяц | 7 920 руб. |
Шиномонтаж два раза в год | 4 120 руб. |
Транспортный налог | 1 200 руб. |
Всего в год | 177 038 руб. |
Расчет будет точнее, если вместо средних рыночных цен, которые предлагает калькулятор, поставить свои расходы — например за мойку, техобслуживание, ОСАГО, каско.
В калькуляторе можно точно описать свои регулярные маршруты, например на работу и домой, — так точнее рассчитаются расходы на топливо. Еще он позволяет учесть проценты, если автомобиль куплен в кредит, а также ваши расходы на ремонт, парковку и штрафы за нарушения ПДД.
После расчета «Яндекс» предлагает среднюю стоимость альтернатив.
Вывод. Для недорогих популярных автомобилей, таких как Hyundai Solaris, альтернативы в виде такси и каршеринга обойдутся дороже. По данным калькулятора, при таких поездках такси экономкласса обойдется почти в три раза дороже личного автомобиля, а каршеринг — в два.
Исследователи отмечают, что с машиной стоимостью от 2 до 3 млн руб. альтернативные способы перевозок могут быть дешевле, по крайней мере в Москве. Для сравнения рассчитаем расходы нашего героя в случае, если бы он владел Toyota Camry стоимостью 1 975 427 руб.
Расчет топлива для Toyota Camry и 48 км маршрута в день
Стоимость расходов в год для Toyota Camry, 2,5 л, 181 л. с., АКПП
Среднее снижение стоимости за год | 219 883 руб. |
Покупка ОСАГО в год | 14 786 руб. |
Топливо в год | 69 463 руб. |
Техобслуживание раз в год | 13 821 руб. |
Мойка два раза в месяц | 8 640 руб. |
Шиномонтаж два раза в год | 5 840 руб. |
Транспортный налог | 9 050 руб. |
Всего в год | 341 483 руб. |
Чем дороже автомобиль, тем больше амортизация и стоимость обслуживания. Чем больше лошадиных сил, тем больше расход топлива и транспортный налог.
Hyundai Solaris | Toyota Camry | Разница | |
Стоимость в салоне | 796 662 руб. | 1 975 427 руб. | 248% |
Средние расходы в год | 177 038 руб. | 341 483 руб. | 193% |
Получается, что Toyota Camry в 2,48 раза дороже Hyundai Solaris, но расходы увеличиваются лишь в 1,93 раза. Поэтому в случае дорогих автомобилей использование альтернатив может оказаться дешевле.
Вывод. Учитывая допущения в расчетах, расходы на обслуживание Toyota Camry — 341 595 руб. — почти равны стоимости каршеринга экономкласса — 376 944 руб. При этом при использовании каршеринга меньше головной боли: не нужно думать о заправках, техобслуживании, налогах, покупке полиса и ремонте машины после ДТП — все обслуживание и проблемы берет на себя оператор каршеринга.
А вот такси в Москве может быть дешевле содержания собственного автомобиля только в случае самых дорогих автомобилей. Например, содержание автомобиля Mercedes-Benz Maybach S-класса в среднем обходится в 2 917 224 руб. в год. Даже такси бизнес-класса в этом случае будет в 2,5 раза дешевле.
Каршеринг чаще всего используют для редких поездок водители без собственной машины или те, кто временно не может воспользоваться своей машиной, например в путешествиях, командировках или для выездов за город. В 2019 году 67 % всех клиентов каршеринга совершали от 1 до 5 поездок в месяц. А по более свежим данным, самая распространенная цель аренды машины — поездка до аэропорта, вокзала или станции метро и обратно.
В теории каршеринг можно использовать вместо автомобиля, если у вас есть права. По данным калькулятора, каршеринг экономкласса в среднем обходится в два раза дешевле такси. Но есть нюансы: пользоваться каршерингом можно только с определенным стажем, а аренда машин экономкласса у разных операторов и в разное время отличается. Например, в часы пик аренда будет дороже, а на выходных будут скидки. Вот сравнение условий популярных каршерингов в Москве:
Минимальный стаж | Минимальная цена минуты аренды | |
«Яндекс.Драйв» | 2 года | 5 руб. |
«Делимобиль» | Не требуется для водителей старше 26 лет | 10 руб. |
«Делимобиль» | 1 год для водителей младше 26 лет | 5 руб. |
BelkaCar | 2 года | 5 руб. |
YouDrive | 2 года | 8 руб. |
Чтобы посчитать свои расходы на такси или каршеринг в калькуляторе, можно выбрать любую машину для расчета и пропустить ввод данных по ней. Заполнить нужно лишь форму о ваших регулярных поездках — на основе их длины калькулятор выдаст среднюю стоимость такси и каршеринга для вашего километража.
Вывод. Для тех, у кого нет автомобиля или кто передвигается нечасто, пользоваться каршерингом выгоднее, чем такси.