Мне нравится выражать себя в творчестве
«Каменные джунгли» начала 90-х
Стас вырос в Замоскворечье, где, кажется, ничего не изменилось с 40-х годов прошлого века. В такой обстановке как-то очень логично представить себе мальчишку, который вместе с друзьями сбивал каштаны с деревьев, катался на велосипеде по бульвару и искал минералы в парке неподалеку. Кварцит, наутилусы-ракушки, друзы — потихоньку у Стаса накопилась завораживающая коллекция, венцом которой стал подаренный ему спил камня, на котором кольцами отразились нараставшие тысячелетиями пласты породы. На каникулах у дедушки в Ставропольском крае Стас столярничал и ухаживал за собственным огородом. Получалось отлично. Любовь к коллекционированию, растениям и столярному делу сохранилась до сих пор, как и умение долго концентрироваться на одном занятии. Также Стас по-прежнему любит проводить время с друзьями и активный отдых. В этом смысле он — уникальный микс интроверта и экстраверта. Однако, в школе Стас страшно не любил писать сочинения, да и с литературой как-то не складывалось, и никто и предположить не мог, что у этого мальчика есть журналистский талант. Кто бы мог подумать, что пройдут годы и он с радостью и лёгкостью будет ежедневно писать экспертные статьи про макроэкономику.Очень творческий человек
«Я — человек эмоциональный и творческий. Когда устаю от цифр и слов, хочется задействовать какие-то другие каналы коммуникации. Поиграл на фортепиано — и в голове открылось что-то новое».
Мама Стаса — учитель музыки, а бабушка — музыкальный руководитель, а это означало только одно: музыкальная школа была обязательной частью образовательной программы. С 5 лет он учился играть на фортепиано, а когда нагрузка в обычной школе выросла и на музыкалку времени уже не осталось, самостоятельно разучивал дома разные пьесы. Уже много лет спустя, работая в банке, Стас начал ходить в джазовую студию — учился импровизации, джемил с другими ребятами и даже выступал со своим небольшим коллективом в уютных московских клубах и барах. «Играть классику в музыкальной школе в пятилетнем возрасте и джаз в компании сверстников — это совсем разные истории».
Музыка для Стаса, в том числе и способ снять напряжение. «Мне нравится поиграть 5–7 минут, когда особенно устал. И обратно за работу». Чаще всего это произведения конца 80-90-х, например, что-то из Эндрю Ллойда Вебера — простая и понятная музыка, в которой, тем не менее, есть свой шик. Фортепиано — не единственный инструмент в арсенале Стаса. Также он играет на гитаре и немного на аккордеоне.
Макроэкономика — почти музыка
Какое-то время Стас учился на факультете искусствоведения РГГУ. Там у него появилось желание рисовать. Стас признается, что ему очень повезло с преподавателем академического рисунка: «Он не упирал на догматический академизм и обучил простым техникам, которые стали для меня открытием». У Стаса нет одного любимого художника, а подход к определению хорошей картины предельно честный: «Хорошая картина та, которую я бы повесил у себя дома». И все-таки совет. Обратите внимание на советского художника Нисского: «У него есть интересные романтические пейзажи на природно-промышленную тему. Очень вписывается в современный тренд переосмысления советской эстетики».
Возникает логичный вопрос: как так получилось, что делом жизни Стаса стало, на первый взгляд, что-то предельно не творческое?
«Макроэкономика — гораздо более творческая, чем любые другие отрасли экономики и финансов. Здесь главное качество профессионала — видеть картину в целом. Если рассматривать каждый факт в отдельности, то общей картины и общих выводов никогда не получится. Это, в общем-то, то, чем занимается художник. Он не рисует, он строит композиции и видит картину целиком. А дальше — просто ремесло»
«Музеон» и привычка мыслить нестандартно
Стас с детства ходил с дядей по музеям и выставкам. Одна из таких прогулок стала практически судьбоносной. Дело было в нынешнем «Музеоне», знаменитом своими скульптурами в ландшафте парка. «Мне было лет пять. Я смотрел на эти абстрактные скульптуры и сказал: „Что за ерунда, они же не похожи!“». Дядя предложил включить фантазию и посмотреть на произведения под другим углом — буквально и метафорически.
Стасу это занятие ужасно понравилось: находить нестандартные решения, смотреть на вещи под неочевидным углом — со временем это вошло в привычку. Почему бы не покрасить стены в квартире в красный цвет? Почему бы не разнообразить публичное выступление необычной подводкой? Впрочем, про работу Стас сразу же оговаривается: «Есть процедуры и то, как надо делать моделирование и анализировать данные. Уйдя в творчество, рискуешь получить интерпретации и смыслы там, где их нет».
«Мы тут не теоремы доказываем»
Большая часть работы Стаса — публичные выступления. Волнуется ли он? Говорит, зависит от аудитории и ее желания поспорить со спикером. «Если ты готовишься к диспуту, это сложнее и волнительнее, чем подготовка к творческому вечеру с твоим участием». Но это и интереснее: «Мы же не теоремы доказываем, где есть только правильные и неправильные ответы. Есть разные мнения. Многие вещи необходимо оценивать экспертно, особенно в текущей ситуации».
Рецепт удачного выступления от Станислава
1. Будьте в теме своего выступления. Вы должны быть способны защитить слабые места в своей логике
2. Сохраняйте живой темп. Это позволит не скатиться в скучность
3. Помните, что выступление — это не просто лекция. Расскажите несколько тезисов и обратитесь к аудитории: «В своей работе вы можете их увидеть/применить там и там»
4. Чувствуйте свою аудиторию. Если она непробиваемая, лучше обойтись без шуток
5. Смотрите на аудиторию, но не кому-то в глаза. Обычно я смотрю поверх голов, это помогает не сбить настрой, если аудитория сложная
6. Профессионализм всегда подкупает. Серьезные люди любят что-то серьезное. Дайте им дополнительные факты и выводы
Вдохновение от простых вещей
У Стаса двое маленьких детей. Он признается, что они — главный драйвер. «Когда ты многого достиг, возникает вопрос: что делать дальше? Когда появляются дети, как-то сразу понимаешь, что заботами обеспечен надолго».
Возможность работать и развиваться в любимой профессии — тоже большой источник мотивации. Далеко не все имеют возможность работать в той сфере, в которой хотели бы, так и живут с нереализованными желаниями. Но Стасу повезло: «Мне не пришлось идти на серьезные компромиссы в этой части жизни».
«Ты не станешь профессионалом своего дела, если не любишь то, чем занимаешься»
Стас обожает путешествовать на машине, особенно на долгие расстояния. Каждое лето он с семьей ездит в Красную Поляну. И не просто так: а чтобы вдоволь покататься там на горном велосипеде. Стас очень любит этот путь ещё и потому, что по дороге можно заглянуть в Ростов-на-дону и Краснодар, и, конечно, заехать на пару любимых виноделен.
Кстати, об автомобилях. В свободное время Стас восстанавливает свою BMW 1991 года и делает так, чтобы она снова была на ходу и способна выдержать длительные путешествия. Пока она доехала до Переславля Залесского и обратно, но ещё не вечер.
Спокойствие vs. адреналин
Когда-то маленький Стас выращивал овощи у дедушки в огороде, а теперь выращивает растения на собственных подоконниках. И тогда, и сейчас он подходит к этому максимально серьезно: пусть огромные емкости и выглядят не так красиво как аккуратные небольшие горшки, зато корням какой-нибудь юкки там будет комфортнее. Растения для Стаса не предметы интерьера, а живые существа. «Делай хорошо, хорошо вырастет».
Они с женой — очень деятельные и легкие на подъем люди, которые не мыслят свою жизнь без общения. Поэтому в их календаре часто можно увидеть квартирники для друзей. «Обычно к нам приходят человек 20–25, мы с другом играем на разных музыкальных инструментах и поем, угощаем дорогих гостей вином и весело проводим время».
«Жена говорит, что мне не хватает адреналина». Горный велосипед как главное спортивное увлечение, бокс, лыжи, виндсёрф — что-то в этом предположении явно есть. Но Стас не готов согласиться: «Мы просто деятельные люди. Наша жизнь всегда очень насыщенная и богата на события». Пусть так.
Совет напоследок
«Если тебе чем-то хочется заниматься, помни: другие люди тоже должны об этом узнать. Если ты хочешь быть художником, недостаточно одного желания рисовать. Надо, чтобы все увидели, как круто ты рисуешь. Многие об этом забывают и считают, что достаточно просто быть профессионалом. Нет. Надо, чтобы другие люди поскорее узнали об этом»