Счастье — не финансовый продукт
Личный искренний интерес
«Наверное, я счастливый человек, — говорит Кирилл Матвеев. — Мне повезло делать только то, что интересно, я очень быстро понимаю, что нравится, а что нет. Это ошибка – тратить себя и свое время на то, что не приносит удовольствия».
Подобную ошибку Кирилл совершил всего раз. Учась в 11 классе, он пару месяцев работал мерчандайзером в алкогольной компании, и сначала все шло неплохо: «первый месяц было увлекательно, я приезжал в новый магазин и каждый раз видел разных людей». Но вскоре монотонный труд — приехать, поставить, проверить — ему наскучил, и в один прекрасный день он просто не пришел. Однако благодаря этому опыту Кирилл понял, что для долгосрочной работы ему важен личный искренний интерес, иначе нужно менять роль или увольняться.
В детстве Кирилл мечтал стать врачом-реаниматологом: «Космонавтом тоже, но в совсем раннем детстве», когда после уроков были прятки, казаки-разбойники, книги и футбол.
Но к 9 классу школьные уроки по биологии и анатомии уже не вызывали прежнего интереса, специальная медицинская литература была прочитана и пройдена. Матвеев увлекся математикой и экономикой, которые, по его мнению, «описывают жизнь и то, как мы ведем себя каждый день», а в выпускном классе пошел на подготовительные курсы в Академию народного хозяйства. Он до сих пор помнит, что говорил декан факультета экономических и социальных наук АНХ на первой лекции: «Главная функция менеджера — принятие решений. Если вам некомфортно принимать решения, задумайтесь, подходящая ли это для вас работа». Работа Кирилла — и есть постоянное принятие решений, но без лишнего, парализующего стресса: «Кто-то воспринимает выбор как ограничения, я же стараюсь всегда найти возможности».
Единицы измерения счастья
За собственное трудоустройство Кирилл взялся серьезно. Открыл журнал «Эксперт», изучил рейтинг топ-50 компаний России по доходу и отправил 50 резюме с просьбой о собеседовании и стажировке. Ему ответили три компании, но среди них не было «Тройки-Диалог». Это было горько, поскольку письмо в «Тройку» было написано особенно детально и вдумчиво, с объяснением, почему он хочет работать именно там — Кириллу был интересен инвестиционный бизнес. Он не сдался, дозвонился, добился собеседования и получил предложение по работе на позиции ассистента. «Что нужно делать? Переносить корреспонденцию между одним офисом и другим, через дорогу». Это была совсем не та работа, которая могла вызывать настоящий интерес, и потому вскоре Кирилл вышел в «Аптечную сеть 36,6». «Я стал заниматься стандартизацией и инжинирингом бизнес-процессов, на эту же тему после и написал дипломную работу. Это было интересно, потому что можно было испытать разные процессы». Однако по мере карьерного роста падал интерес к работе, которая в основном стала состоять из рутинной административной деятельности и бессмысленных планерок.
Затем был опыт проектного менеджмента в Евразе, а в 2009 году Кирилл присоединился к финансовой инвестиционной компании АТОН, которую покинул спустя два года после смены руководства: «Если мне не нравится работа, я не могу быть эффективным. Непонимание этого — одно из самых больших препятствий в карьерном росте». Через несколько дней ему позвонил бывший коллега и друг и предложил поговорить о работе в Райффайзен Банке. Вскоре Кирилл получил оффер, в 2012 году стал руководить развитием премиального бизнеса, а с января 2021 года Кирилл управляет клиентским счастьем и его монетизацией. «Название родилось, когда мы искали правильную формулировку, и обсуждали, как настроить команду. На самом деле цель проста: быть счастливым и заработать денег. На мой взгляд, это правильный симбиоз. Мы договорились, что нужна команда, у которой будет два фокуса. Первый – вовлечение и удовлетворенность клиентов банка. Второй – монетизация текущей клиентской базы через основные банковские продукты продукты».
Одна из метрик удовлетворенности или, иными словами, счастья клиента определяется через NPS (Net Promoter Score): в рамках исследования клиентам всех банков задается только один вопрос: «С какой вероятностью вы порекомендуете своим близким и знакомым банк?». Кирилл считает, что для высоких показателей нужен не просто приятный пользовательский опыт или «вау-эффект», но действительно сильные продукты, ведь именно за ними клиент и приходит в банк. Кроме того, счастье клиентов зависит в том числе и от времени, которое клиент тратит на финансовые операции. «Все мы находимся в жутком цейтноте, наше внимание постоянно пытаются на что-то обратить. Если банк поможет сократить время, которое клиент тратит на транзакции и даст больше времени на жизнь, это уже будет счастьем». Впрочем, чтобы влиять на такое комплексное понятие как «счастье», нужно смотреть глубже и видеть дальше: «70% нашей команды — разработка, и для меня это прекрасная возможность узнать другую часть банковского бизнеса, связанную скорее с продуктами, чем с клиентскими отношениями. Кроме того, я вижу, что сейчас конкуренция и концентрация ценностей для клиента находится в сфере мобильных приложений, и это еще одна возможность реализовывать себя и видеть, как мы делаем жизнь пользователей лучше».
Решение быть вместе
Рабочая и личная жизни для Кирилла строго разделены. Когда работа из дома стала нормой, после окончания рабочего дня на удаленке он всегда менял одежду — это один из проверенных способов не выгорать и не зацикливаться. Он считает неправильным открывать рабочую почту поздно ночью, а в выходные старается посвящать все время жене Валентине и своим детям — Александре и Роману
«С семьей всегда можно придумать интересное занятие, кроме того, очень важно за выходные подзарядиться и накопить желание поработать. Старшая дочка занимается художественной гимнастикой, это минимум 5 тренировок в неделю. Я смотрю на неё и это меня вдохновляет, у неё не всё сразу получается, но ей это интересно и она готова работать столько, сколько надо для победы».
Больше всего и в работе, и в семье для Кирилла важна честность и открытость. Как только теряются эти качества, сложно понять, что ты чувствуешь и что ты хочешь. Любая крепкая семья, по его мнению, это союз самостоятельных и полноценных людей, которые приняли собственное решение быть вместе. Это касается не только мужа и жены, но и детей: «Осознанное коллективное принятие решения, что этот вечер мы проведем вместе или, напротив, кто-то хочет остаться один, очень похоже на бизнес. Если команда начинает работать просто потому, что надо, и отдельный участник не может сказать, что ему нравится, а что — нет, проблем не избежать».
Жить в мире ошибок
Описывая идеальный подход к управлению, Кирилл приводит в пример любимый им футбол. Есть играющий тренер, который может во время тренировки бить по воротам, и показывать, как нужно давать пас, а есть тренер, который ни разу не играл, но тоже успешен.
Между ними нет разницы, если оба заинтересованы в развитии игроков и команды. Свой стиль управления он называет скорее «стилем участия». Каждый вторник отведен на персональные встречи с сотрудниками, на которых принято обсуждать не только бизнес. На общих встречах Кирилл старается не только самому высказать что он думает: важнее услышать все предложения, не навязывать свое мнение, но передать команде энтузиазм и собственные ожидания, чтобы потом не быть разочарованным итоговым решением. Хотя признает, что иногда решение приходится принимать самостоятельно. Из других правил — отсутствие двойных стандартов и адекватное восприятие ситуации. Лидеру важно понимать, что невозможно быть всегда правым, и уметь признавать ошибки. «Я за то, чтобы обсуждать ошибки, говорить о них и жить в мире ошибок, а не в мире, где все идеальны, а ошибка — это казнь».
Карьерные лайфхаки
Попробуйте мотивацию планированием, определяйте для себя цель и свое положение через три года. Очень важно не мыслить категориями должностей и статусов, а конкретными образами — где, что и как я хочу делать.
Чем больше зона ответственности, тем больше приходится делать то, чего не хочется. Но четкая цель и перспективы помогают найти стимул. Каждая встреча может и должна быть оправдана. «Возможно, кто-то получает удовольствие просто от общения, я — нет. Мне важно понимать, вписывается ли встреча в мои планы, к чему она ведет. И от этого понимания мне становится комфортнее».
Не стоит делить себя на технаря или гуманитария, на того, кто владеет силой коммуникации, и того, кто умеет работать с данными. Не записывайте себя только в аналитики или в sales-специалисты. Еще 10 лет назад такое разделение было довольно популярным, но сейчас преимущества будут иметь те, кто не просто работает с данными, а умеет объяснять их, продавать, заряжать идеи. И наоборот. Мало быть менеджером, нужно знать техническую сторону вопроса, уметь видеть данные. Ни в коем случае не нужно ограничивать себя. Помните: dreams making area.