Вижу проблему — хочу починить

Иван Карпов
Из агентства по подбору персонала не перезвонили. Иван решил набрать сам, и получил односложный отказ: «Вас не взяли». «Ну что ж», — подумал Иван и купил билеты на море на две недели. Телефон зазвонил снова, когда он выходил из ж/д касс со свеженапечатанными билетами: «Вы приняты на позицию младшего специалиста по кредитным картам… Билеты на море? Хорошо, мы вас дождемся», — это был рекрутер Райфа, отказ агентства оказался ошибкой. C того момента прошло больше 16 лет, сегодня Иван Карпов руководит направлением некредитных продуктов.

От покраски заборов до программирования

Необычным в самом нормальном московском детстве Ивана стала первая идея самостоятельного заработка: покраска школьного забора за четыре тысячи рублей. Зарплаты хватило, чтобы купить пару кроссовок и понять: деньги, заработанные своим трудом, — совсем не то, что полученные от родителей. Следующей работой стала продажа велосипедов. «C утра я выгонял из цокольного этажа на первый 27 велосипедов, расставлял их по стеллажам, а вечером закатывал обратно. Мне платили 50 рублей в день и процент с продаж. Кажется, я в обед больше проедал, чем зарабатывал. Деньги на обед мне давала мама, но, видимо, ей было спокойнее от того, что я не мешки где-то гружу, а катаю велосипеды под присмотром знакомых людей».
В последний год школы Иван увлекся программированием и, когда пришло время выбирать профессию, решил поступать на факультет информационных систем и компьютерных технологий прикладной информатики и экономики.
«Я окончил второй курс и подумал, что уже можно работать. Не то чтобы я собирался бросить учебу. Просто подумал, что нормально учусь, начинается лето, можно провести его с пользой». Так Иван получил свою первую банковскую позицию — продавца кредитных карт в «Финансбанке».
«Я понял, что продавать — это интересно и сложно. Ты ищешь какие-то ниточки в беседе, чтобы зацепить человека. Этот опыт, наверное, можно получить из теории, но его нужно проработать на практике много раз, чтобы понять, как это работает». Прямые продажи позволяют достичь быстрого успеха и — так же быстро упереться в потолок.
В середине нулевых у энергичного студента, понимавшего, как устроен WEB, было много других способов заработать и идей, на что потратить первые деньги: «Я решил заработать на машину, любую. Пошел учиться на права и откладывал с каждой зарплаты». Первой машиной стала семерка, путь к ней лежал через работу в небольших компаниях. Иван делал сайты, внедрял и настраивал CRM и электронную почту. Сегодня это назвали бы цифровизацией бизнес-процессов. После нескольких проектов Иван понял, что хочет работать в банке и ходить на работу в галстуке.. Так, на пятом курсе, летом 2007-го, он пришел в Райффайзен Банк.

Цифровизация «из стола»

«Когда я вижу проблему, я хочу ее “починить”. Я прихожу на работу, чтобы получить заряд энергии от того, что решаю проблему, от того, что я что-то меняю, улучшаю».
«Починить» что-то Ивану удалось уже на первой позиции в Райфе — в отделе оформления кредитных карт. Работа была рутинная. Если только не искать способы улучшить окружающую реальность. Процесс закрытия карты, например, занимал полчаса. Программист по образованию решил, что может его ускорить: «Я попробовал закрыть не так, как показал старший специалист, а другим методом. И сделал это примерно за полторы минуты. Сначала я не понимал, нормально это или нет, и ждал — если ненормально, ошибка должна всплыть. Потом понял, что ошибки нет, просто все делают так, как их научили, и рассказал про новый способ коллегам. Если раньше можно было закрывать 8-10 счетов в день, теперь — неограниченное количество».
Работая в проектном менеджменте, Иван провел оптимизацию процесса открытия карты. 60 минут, и задание разработчикам готово, четыре недели — готов и исправленный релиз. Теперь, чтобы открыть несколько карт и привязать их к счету, сотрудник нажимает не шесть кнопок для каждой, а одну, для всех.
Каким-то идеям из разряда disruptive пришлось подождать подходящего момента. В 2012 году Иван перешел в команду CRM, которая отвечала за перекрестные продажи и привлечение новых клиентов. «Я был очень счастлив там работать. У нас было 100500 проектов и еще столько же идей, что делать дальше», — признается он. Там же получилось реализовать одну из таких идей.
«Проект по кредитованию через Райффайзен Онлайн без визита в офис я, можно сказать, достал из стола. В 12-м году я его убрал, а в 16-м — достал. И с 2017 года наш клиент заходит в мобильный банк, нажимает кнопку и получает кредит в этот же день, а часть клиентов — за 5 минут. А сейчас это процесс стал ещё быстрее».
Пройдя путь от специалиста до руководителя командой из 10 человек, в 2018-м Иван решается на новый переход — он запускает стартап. Внутри Райфа, но условия те же, что и в венчуре: нет результатов — нет инвестиций. Задача сложная, но перспективная — расширить географию присутствия банка за счет цифровых каналов, то есть привлечь новых клиентов в городах, где нет офисов банка, предложить им необходимые финансовые продукты и поддерживать, используя только цифровые каналы.
«Для меня это была мега амбициозная задача, — признается Иван. — Создать с нуля команду, которой не было никогда, и “вживить” новое направление в бизнес. Я знал, что любая крупная организация инерционно будет отвергать домен с маленькими относительно всей организации целями. Но все получилось: успешная команда, хороший портфель, выход на окупаемость, много новых, важных для всего банка, процессов по цифровому привлечению». И, конечно, не одна отраслевая награда.
Когда освободилось место руководителя направления потребительских кредитов, Иван предложил свою кандидатуру. «Я пришел уже с готовой программой», — говорит он. Сделать все процедуры прозрачными и удобными для клиента, максимально автоматизировать выдачу кредита. До того, как Иван возглавил направление, на одобрение кредита в среднем уходил час. Сейчас получить кредит можно и за минуту. Но герой уверен, что время можно сократить до мгновения и что команда с этим справится, хоть уже и без него.
«Когда я понял, что можно ещё обогатить свой опыт отличной от кредитования сферой — развитием некредитных продуктов, я долго не колебался. Формально я взял день подумать, но я не думал, я уже все решил для себя», — в 2022-м он возглавил направление некредитных продуктов.

Минимум времени, максимум смысла

В команде Ивана 45 человек. Больше всего в людях, как в команде, так и в руководителе, герой ценит структурированность: «максимум смысла за минимальное время». Второе важное качество — пытливость, отсутствие догматичности.
«Один человек говорит: “я верю, что лучше так”, а второй: “я думаю, что должно быть так, потому что на это указывает ряд факторов”. Мне больше подходят люди, которые опираются на данные, факты и аргументы. Отсюда вытекает любопытство, желание разобраться в природе происходящего и что-то изменить».
У команды есть много амбиций, одна из них — построить лучший клиентский опыт по сбережениям на рынке, интегрировав в одном окне все сервисы, причем не только классические — вклады и текущие счета, а все, что сам клиент считает сбережениями, например, инвестиции.

Со встречным ветром

В раннем детстве Иван мечтал стать машинистом, управлять большим поездом, на котором каждый год отправлялся летом к бабушке в Смоленск. В девятом классе подумывал выучиться на пилота гражданской авиации, а на первую машину заработал уже на втором курсе. Как-то по дороге в Райф Иван пролистывал ленту соцсети и увидел приглашение от московского яхт-клуба. «Наверное, огромных денег стоит, — подумал он. — Но оказалось, что трехчасовая тренировка всего ₽2500». Так началось увлечение с получением прав на управление яхтой.
«Помню, шкипер все время говорил какие-то слова непонятные. Я чувствовал себя полным дураком. Но это именно то чувство, которое заставляет тебя развиваться, — смеется Иван. — Мы отплыли и расправили парус. Ничего механического, только парус и… встречный ветер. Да, именно на встречном ветре усиливается ощущение скорости и появляется ощущение полёта. Меня поразила эта физика».
Пока в путешествия на яхте семью Иван не берет — мало опыта, а дети Федор и Софья еще маленькие. Отдых с ними пока больше пляжный, но возраст уже позволяет понемногу добавлять экскурсионную программу, хоть она и прерывается на вопросы: «а где тут детская площадка?», «мороженое будет?». Вне отдыха дети обычно заняты кружками и секциями, однако какое-то определенное будущее семья им заранее не выстраивает — ждет, пока они выберут сами.
«Мир меняется стремительно, мы не знаем, что будет востребовано, когда они вырастут. Разве что можно предположить, что это будет что-то техническое. Наша задача как родителей — дать им попробовать как можно больше, потому что сами они вряд ли будут искать; и следить, чтобы не бросали, потому что игре на гитаре за пять занятий не выучишься. И важны не только занятия, но и культурное воспитание, бытовое. То, какими вырастут дети, на 80% зависит от родителей».
Счастье для Ивана — это не цель, а состояние: «Оно в моменте, и в каждый момент разное. Три года назад мы были рады свободе, которую принесла удаленка, ведь ты можешь провести больше времени с семьей, поработать из любого места, как всегда мечтал. Сегодня это уже обыденность, и ты испытываешь счастье от других вещей». Но почти наверняка один источник счастья для Ивана оставался неизменным на протяжении всей его истории — возможность менять мир к лучшему.
розница
семья
цифра
Поделиться