Всегда можно найти то, чего тебе не хватает

Елена Куликова

Компьютерные игры и гипсовые головы

В детстве Лена очень любила компьютерные игры. Правда, старший брат к ее увлечению относился не слишком лояльно и ставил пароль каждый раз, когда уходил из дома. Но Лену это не останавливало: она быстро узнала пароль и продолжала играть. «Принц Персии», Tomb Raider, стратегии вроде «Цивилизации» — графика, сюжет и в целом технологии производили на маленькую Лену вау-эффект. Чуть позже, но тоже в школе, она начала разбираться в графических редакторах, а еще училась рисовать по книжкам.
Логично предположить, что дальше — поступление в художественный университет. Но путь был не таким простым. Лена подавала документы на редактуру и издательское дело, ходила на курсы в медицинский, сдавала экзамены на философский, а в итоге поступила на маркетинг в нынешний Плехановский университет. Но на третьем курсе все-таки перевелась на факультет дизайна в Высшую школу экономики и параллельно брала уроки по рисунку и живописи. Первое время в университете было страшно: все вокруг рисовали гипсовые головы, а Лена сидела и переживала, что у нее получатся одни каракули. Когда первая голова была удачно нарисована, Лена выдохнула с облегчением.

«Что ты здесь забыла, девочка?»

Работа дизайнером для Лены началась в копировальном центре: днем она делала редкие открытки, а вечером ездила на пары. Было довольно уныло, и даже взрослые сотрудницы центра смотрели на нее с состраданием: «Что ты здесь забыла?». Потом недолго помогала другу разрабатывать дизайн и печатать футболки. И уже после попала в дизайн-фирму, которая сотрудничала с бизнесом и занималась всем, чем положено заниматься в графическом дизайне.
На три года после этого Лена ушла во фриланс, сотрудничала с Hyundai и многому научилась в процессе. Когда и эта часть пути закончилась, она устроилась в агентство AdWatch Isobar, фокус которого был на диджитал-материалах. Это было время большого роста Лены как профессионала — она работала с арт-директорами, которые знали, как делать круто, развивала насмотренность и набивала руку.
«Найти человека, у которого хочется поучиться, важно для любой профессии. Если мы будем в вакууме, то так и останемся на одном месте. А развитие бесконечно, и всегда можно найти то, чего тебе не хватает»
В Ермолаев Бюро, куда Лена пошла учиться брендингу, она встретила дизайнера из Райффайзен Банка. Он-то и позвал ее на работу.

Зашла попробовать. Осталась на 7 лет

Лена признается, что совершенно не собиралась оставаться в Райффайзен Банке надолго. Корпорации тогда казались чем-то очень не творческим и скучным. Прошла первая неделя, и Лена поняла, что влюбилась в работу: впервые она могла наблюдать, как строится цифровой продукт от начала до конца, как дизайн помогает решать реальные проблемы. Но главное, Лена влюбилась в коллег, их чувство юмора и атмосферу, которую они создавали.
В 2016 году она начинала с позиции UX/UI-дизайнера, а сейчас возглавляет группу дизайна продуктов и сервисов. За это время банк сильно изменился, стал в гораздо большей степени ориентироваться на потребности клиентов. Все продукты стали удобнее и поменялись визуально. Эмоции и удовольствие от использования стали очень важным критерием.
У Лены нет организованной функциональной команды, каждый из 70 дизайнеров — часть команды разработки, где вместе с продукт-оунерами, разработчиками, бизнес-экспертами работает над какой-то ценностью. Задача Лены в том, чтобы дизайнеры делали консистентный клиентский опыт, все выглядело соответствующе бренду, а коллеги могли заимствовать и переиспользовать решения друг друга. Именно она нанимает новых людей в команду, решает, какие инструменты использовать, выстраивает работу в целом, а еще морально поддерживает.

Принципы взаимодействия в команде

  1. Развитие. У нас построена самая лучшая система развития для дизайнеров, у каждого есть индивидуальный план
  2. Экологичное общение. Когда каждый ценит и уважает комфорт коллег
  3. Отношение к работе как к собственному делу. Мы реально влияем на то, что происходит в организации и как выстраивается работа

Главный вопрос дизайнеру

Надо ли уметь рисовать? Не надо, но если умеешь — это плюс. «Когда рисуешь, то копируешь реальность, замечаешь больше деталей. Ты можешь взять любую хорошую работу в индустрии и повторить ее, потому что у тебя есть понимание расстояний и цветов — того, из чего складывается целиковая картинка».
А вот что по-настоящему важно, так это обладать хорошим вкусом и логикой. Дизайн для Лены — про проектирование, про удобное расположение предметов в пространстве. Дизайнерское мышление не должно усложнять, оно должно делать проще. Впрочем, функциональность не исключает красоту, скорее является ее неотъемлемой частью. Красота влияет на восприятие интерфейса и пользовательский опыт: если вам что-то нравится, вы легче прощаете ошибки.
Дизайнеру крайне важна эмпатия. Можно сделать потрясающий дизайн с шикарной композицией, но в котором ничего не будет понятно.
«Думать, что люди и так разберутся — жестоко. Задача дизайнера в том, чтобы сострадать пользователям и сделать так, чтобы им было проще. Это мотивирует»

Как поднять мотивацию, а еще отдохнуть

Первое и главное, когда мотивация падает: посмотреть на то, ради чего ты здесь и зачем делаешь то, что делаешь. Находить плюсы тоже ужасно важно: «Например, я делаю что-то хорошее для себя, когда продолжаю работу над проектом. Я думаю: „Давай его дотащим, и ты будешь молодец, что не сдалась“. Или „Зато я изучаю новые области, пока делаю эту неприятную задачу, и становлюсь лучше“». Поддержка других людей и запрос обратной связи тоже помогает Лене чувствовать себя ценной.
А вот когда все совсем плохо, она запоем смотрит сериалы. Это как сон, отлично реанимирует. Из любимых и несколько раз пересмотренных — «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли», всем рекомендует. Но лучше всего встретиться с друзьями: общение заряжает Лену энергией.
дизайн
кино
цифра
Поделиться