Как сделать первые шаги в велотуризме, мне рассказали Дмитрий и Нина Красковы. Они ездят в велопоходы 10 лет. За это время ребята посетили 19 стран: Турцию, Оман, Малайзию, Марокко, были в Гималаях и на Тибете, объездили Европу. Однажды они завтракали в Словакии, обедали — в Чехии, а ужинали — в Польше. В статье — о том, как выбрать велосипед и снаряжение, найти единомышленников и подготовиться к походу.
Кому подходит велотуризм
Если вы любите кататься на велосипеде и путешествовать, то велосипедный туризм может оказаться для вас оптимальным вариантом. В отличие от неторопливого пешего туризма велосипед позволяет за короткое время увидеть много интересного. В пешем походе даже в хорошем темпе можно долго идти, прежде чем картинка вокруг изменится. А на автомобиле — напротив: один вид сменяет другой, и вы не успеваете толком им насладиться, погрузиться в атмосферу. Да и крыша над головой мешает восприятию — теряется эффект присутствия: вы как будто смотрите телевизор. А когда вы на велосипеде, то скорость передвижения и возможности организма воспринимать изменения совпадают.
Велотуризм подойдет людям с разными темпераментами и запросами — и любителям экстремальных походов по диким местам, и тем, кто любит путешествовать в пределах цивилизации с комфортными ночевками в кемпингах или отелях.
Как купить велосипед
Чтобы начать кататься, надо купить велосипед.
Где купить. Не нужно покупать велосипед в ближайшем супермаркете типа «Ашана». Велосипеды там красивые, но их хватит на один сезон активного катания. А когда в них что-то сломается, редкая мастерская возьмется их ремонтировать.
Первый велосипед можно купить в сетевых спортивных магазинах типа Decathlon и Sportmaster. Там уже продаются велосипеды от хороших производителей. Это все еще не лучший вариант. Велосипед, который вы там купите, прослужит два-три сезона активного катания. Нужно иметь в виду, что это будет велосипед для катания в парках, по велодорожкам, хорошему асфальту.
Но лучше всего покупать велосипед в специализированном магазине. Это могут быть крупные спортивные магазины для профессионалов, например «Кант» или «Триал-Спорт», или специализированные велосипедные магазины, например «Велосклад», «Веломир», «Велострана» и другие. Здесь продаются велосипеды от хороших производителей с достаточно высокими стандартами качества.
Какой брать. Почти у всех, кто ходит в велопоходы, история с покупкой первого велика такая: «Свой первый вел я купил, ни в чем не разбираясь, и мне его хватило на несколько лет».
Обычно никто не покупает первый велосипед, чтобы на следующий день отправиться на нем в сложный длительный поход. Поэтому для первых поездок, например велосипедных поездок на один-два дня, подойдет почти любой велосипед.
Если выбрали туризм и планируете поездки по дорогам с покрытием разного качества, то не стоит покупать шоссейник или прогулочный велосипед — на них придется кататься только по велодорожкам и отличному асфальту, так как их тонкие шины могут пострадать при попадании в ямы и выбоины, а по бездорожью они могут просто не проехать. Также не подойдет так называемый двухподвес, то есть велосипед с задним амортизатором, — он дорогой: двухподвес самого простого уровня стоит как два качественных велосипеда без задней подвески. А еще — на него нельзя поставить багажник, а это обычно нужно в походе.
Лучше сразу купить горный велосипед. У его колес широкая резина — это уменьшает вибрации и увеличивает комфорт и позволяет ездить даже по некачественным дорогам.
Какой бренд выбрать. Велосипед не монолитное изделие, а конструктор. Брендом, под которым продается велосипед, как правило, произведена только рама. Остальные детали велосипеда созданы другими производителями. Но если купить велосипед хорошего бренда, то это гарантия, что остальные его компоненты будут качественными. Вот несколько известных международных брендов:
Merida — от 41 000 руб.;
Cube — от 49 000 руб.;
GT — от 35 000 руб.;
Giant — от 45 000 руб.;
Jamis — от 35 000 руб.
Если ищете более бюджетный вариант, то присмотритесь к отечественному бренду Stels. В его линейке можно найти велосипед от 20 000 руб. Упомянутыми брендами выбор, конечно, не ограничивается. Пообщайтесь с консультантами в магазине — они помогут подобрать велосипед под ваши запросы и физические параметры.
Какое снаряжение понадобится
Велосипед — это необходимое, но не достаточное условие для выездов. Вот минимальный набор снаряжения, который понадобится, чтобы начать кататься с прицелом на большой поход.
Шлем. Уделите особое внимание безопасности. Пока в российской велокультуре ношение шлема не правило номер один: многие считают, что если хорошо катаешься и падать не собираешься, то он не нужен. Но чаще всего велосипедисты травмируются не от неумения кататься, а по другим причинам: попадают в ямы, канализационные решетки, поскальзываются на белой разметке, сталкиваются с другими велосипедистами, роллерами и даже пешеходами, которые решили внезапно сменить маршрут. А еще есть автомобилисты, которые сбивают велосипедистов в процессе движения или по неосторожности открывают двери припаркованных автомобилей прямо перед проезжающим велосипедом. Пожалуйста, купите шлем — не экономьте на безопасности.
Габаритные фонари. Поскольку придется ездить и в темноте тоже, нужно подумать о том, чтобы вы хорошо видели дорогу, а другие участники движения — вас на дороге. Габаритные фонари решают эту проблему.
Багажник — он нужен для поездок на дальние расстояния, так как везти целый день рюкзак на спине весь поход — тяжело. Багажник к вашему велосипеду вам тоже подберут консультанты в спортивном магазине.
Велорюкзак. Лучше сразу купить так называемые велоштаны. Они специально созданы для долгих и далеких походов на велике. Их П-образная форма позволяет удобно расположить их на багажнике. Отдельная задача — упаковать вещи в рюкзаке так, чтобы нагрузка распределилась равномерно и ничего не перевешивало.
Насос. Важно, чтобы он не сломался во время поездки, поэтому лучше на нем не экономить.
Набор ключей. Нужен для ремонтных работ в походе. Лучше купить так называемый мультитул — набор ключей в форме раскладного ножа. Он компактный, и его удобно возить с собой.
Клей, заплатки и монтажки — нужны для того, чтобы быстро заклеить прокол в велосипедной камере. Можно сразу купить велоаптечку, включающую в себя все составляющие, можно все купить по отдельности. Не забудьте про запасную камеру — от 250 руб.
Велосумка на раму или внутрирамная сумка, куда можно положить вещи, которые всегда должны быть под рукой, например мультитул, велоаптечку, насос.
Велозамок. Профессионалы советуют не скупиться и купить надежный велозамок с толстой цепью или замок типа U-lock, потому что тонкие велозамки, например тросовые, лишь создают иллюзию защиты — перекусить их не составляет труда.
Специальные велотрусы. Если остальная одежда может быть плюс-минус любой спортивной или туристической, то брюки лучше купить специальные, с уплотнением в месте трения о седло. Это поможет вам выдержать многочасовой переезд на велосипеде, не травмируя отдельные части тела.
Седло — о нем стоит сказать отдельно. Если седло, которое вы купили вместе с велосипедом, вам идеально подошло, считайте, что вам повезло. Седло — вещь индивидуальная и подбирается методом проб и ошибок. В редких случаях даже приходится привлекать специалистов, которые подбирают седло в соответствии с анатомическими особенностями человека. Комфортными считаются кожаные седла Brooks, которые «подстраиваются» под велосипедиста. Но они дорогие, поэтому с покупки такого седла, возможно, начинать не стоит. В среднем новое комфортное седло обойдется в 3–4 тыс. руб.
Еще вам пригодятся велоочки (от 500 руб.) и велоперчатки (от 500 руб.). Но на начальном этапе подойдут и обычные пластиковые солнцезащитные очки и любые перчатки.
Техобслуживание велосипеда
Техобслуживание велосипеда, на котором вы активно катаетесь, лучше проводить не реже одного раза в год. В веломастерских помогут подготовить велосипед к новому сезону, походу, велогонкам, например почистят и смажут механизмы, соберут и отрегулируют их, сделают необходимые замены велокомпонентов.
Часто при специализированных магазинах по продаже велосипедов есть свои веломастерские. Часто в таких веломастерских при покупке велосипеда первое ТО делают бесплатно. Выбрать велосервис можно по разным критериям: по отзывам друзей, по уровню цен, по близости к дому, по рейтингам, например на «Яндекс.Услугах».
Допустим, вы приобрели все необходимое, теперь нужно понять следующее: где кататься и как часто.
Где, как и с кем кататься начинающему
Где кататься. Начинать кататься лучше в парках. Если говорить о Москве, то это может быть практически любой парк, лучше крупный, потому что практически во всех крупных парках есть велодорожки.
Специально развивать какие-то особые навыки по специальным программам, чтобы подготовить себя к походу, не обязательно. Истина проста: чтобы хорошо кататься на велосипеде, надо кататься на велосипеде. Это значит использовать велосипед при любой возможности: в магазин за хлебом — на велике, на почту за посылкой — на нем же, в аптеку за витаминами — тоже на велосипеде. На выходных можно кататься подольше — в парке, за городом, разведывать новые районы и находить новые маршруты, постепенно увеличивая километраж. Дальше, скорее всего, вам станет скучно, и вы начнете искать, с кем кататься.
Сообщества. Очевидный, на первый взгляд, вариант — кататься с друзьями. Но на практике часто бывают сложности: например, у вас не совпадут графики или вы живете в разных концах большого города. Поэтому рано или поздно увлеченный велолюбитель начнет искать единомышленников. Почти сразу он выходит на какие-то сообщества.
Одно из самых известных сообществ — форум «Веломания.ру». Оно объединяет велосипедистов из разных городов России, в основном, конечно, из Москвы и Санкт-Петербурга. Там можно найти представителей разных направлений в велоспорте, в том числе и велотуризма. Участники форума бесплатно организовывают так называемые покатушки разного рода — как для новичков, так и для «продвинутых пользователей». Объявление о такой вылазке вывешивается на форуме, в нем описан маршрут, его сложность, километраж, продолжительность, уровень необходимой физподготовки, перечень вещей, которые нужно взять с собой. Указано, где будут остановки, есть ли по пути магазины. Также может быть указано, в каком стиле пройдет поездка, будут ли ждать отстающих или рассчитывают на определенный темп, и кто с ним не справится, будет выбираться сам.
Велоклубы — это следующий этап. Более профессиональные сообщества, направленные на конкретные виды катания, в нашем случае — на велотуризм. Они, как правило, тоже открытые, легко находятся в интернете. Но часто туда попадают через знакомых, появившихся в результате поездок с участниками условной «Веломании.ру». Несколько известных велоклубов Москвы:
В велоклубах часто есть туршколы, где предусмотрены не только совместные покатушки, но и занятия, на которых можно расширить свои знания об устройстве велосипеда, его ремонте, снаряжении для похода, научиться спортивному ориентированию, оказанию первой помощи и всему необходимому для собственно туризма.
Велоклуб — это не только новые знания и походы, это еще и новые друзья, совместные большие выезды и мероприятия, например в клубе «3х9» устраиваются вечера клуба, где участники общаются, рассказывают о путешествиях, представляют на конкурс фотографии и видеофильмы по мотивам походов. Участники клуба занимаются и другими активностями: зимой — лыжи, летом — бег, ориентирование на местности. У единомышленников по клубу часто можно позаимствовать необходимое снаряжение, получить совет по апгрейду велосипеда.
Со временем вы наберетесь опыта, найдете подходящую компанию. По рекомендациям более опытных новых друзей купите необходимое снаряжение для похода и комплектующие для велосипеда. Процесс покупок обычно растянут во времени, иногда на несколько лет, поэтому эти покупки не станут шоком для вашего бюджета. Но через несколько лет вы обнаружите, что стоимость велосипеда — это малая часть общей стоимости всего снаряжения для походов.
Как подготовиться к походу
Для большинства людей первый поход — это так называемый ПВД1Д — поход выходного дня на один день: утром выехали, день катаетесь, вечером вернулись. Без туристического снаряжения — без палаток, горелок, спальников, без запаса еды. Объявление о такой покатушке вы найдете, например, на форуме «Веломания.ру». Минимальный километраж ПВД1Д — 30 км.
Следующий этап — ПВД2Д — поход выходного дня на два дня. То есть с ночевкой с субботы на воскресенье. Такие походы организуют участники «Веломании.ру» или велоклубы.
Отличный вариант, чтобы протестировать туристическое снаряжение и себя. Обычно именно в ПВД2Д становится понятно, нравится вам вся эта туристическая романтика или вы просто любите кататься на велосипеде. Потому что романтика тут довольно специфична — целый день крутить педали, потом не иметь возможности помыться в душе, в лучшем случае — искупаться в реке, готовить на костре или горелке, спать в палатке.
Третий этап — многодневные походы. Такими считаются все поездки, где предполагается больше одной ночевки. Обычно они случаются на праздники, традиционно — на майские во время длинных выходных. Если вы из Москвы, то, скорее всего, первый такой поход у вас будет проходить в Московской или одной из соседних областей.
Как выбрать первый большой поход
Объявление о наборе участников в многодневный поход вы найдете на сайте велоклуба или узнаете о нем от друзей-велосипедистов. Если маршрут и все остальное вас устраивают, вы связываетесь с руководителем и сообщаете ему о своем желании стать участником похода. В ходе разговора он выяснит уровень вашей подготовки, какое снаряжение у вас есть. Если он убедится, что вы готовы для будущего похода, то дальше возможны два варианта: он возьмет вас сразу или предложит принять участие в нескольких тренировочных выездах с другими потенциальными участниками похода. Если поход предполагается длительный, например двухнедельный, и вы в такой поход пойдете впервые, то лучше выбрать второй вариант. Совместные подготовительные выезды нужны руководителю, чтобы убедиться, что:
- физподготовка будущих участников находится примерно на одном уровне;
- снаряжение соответствует необходимым требованиям;
- велосипед и экипировка соответствуют минимальным требованиям;
- участники психологически совместимы.
После этого руководитель примет решение, да и вы сами поймете, насколько комфортно вам в группе, готовы ли вы быть ее участником.
Выбор региона похода варьируется от совершенно диких мест, где возможны только ночевки в палатках вдали от цивилизации, до территорий, где ночевки будут в гостиницах или кемпингах. Выбор зависит от предпочтений и походного опыта. Если есть опыт пешего или горного туризма, умеете ставить палатку в дождь, разжечь костер на ветру, отдыхать в спартанских условиях, то можно выбрать экстремальный вариант. Если не имеете такого опыта, лучше выбрать промежуточный вариант с ночевками в отелях или совсем гостиничный тип похода.
В России обеспечить поход с ночевками в кемпингах сложно — пока инфраструктура для велотуризма развита недостаточно. Но свой комфорт можно регулировать и погодными условиями: ехать не осенью, а летом, выбрать не горные районы, а равнинные. А первый многодневный поход лучше выбрать не на две недели, а на пять дней.
Как выбрать маршрут
В первый поход обычно все ходят с организованной группой. В этом случае организаторы пришлют письмо со всей информацией. Но полезно и самим уметь составлять маршрут.
Часто при разработке маршрута для новичков выбирают оптимальную комбинацию климата и транспорта. Вот на что стоит обращать внимание при выборе маршрута:
- Выбирайте регион с дневной температурой от +15 °С без существенных осадков и суточных колебаний температуры. Это позволит взять с собой меньше одежды.
- Уточняйте правила авиакомпаний. Учитывайте, что некоторые разрешают провозить велосипед в счет багажа, например «Аэрофлот», а если летите «Победой» — придется доплатить, при этом велосипед не должен быть тяжелее 20 кг. Избегайте авиаперелетов с пересадками — на них часто теряются и повреждаются велосипеды и снаряжение.
- Если едете поездом, уточняйте наличие в вагоне багажных полок или багажного отделения в поезде.
Обычно детали маршрута разрабатываются по отчетам предыдущих групп. Есть такие маршруты, которые уже исхожены вдоль и поперек, отчеты по ним можно найти в интернете. В них есть вся подробная информация: треки, продолжительность, сколько проезжали в день и за весь поход, какие возникали проблемы, например тяжело с поиском места для ночевки или между предполагаемыми местами ночевки длинные перегоны. Самые популярные маршруты обычно описаны до мелочей — вплоть до того, в каком магазине купить воду, в каких гостиницах лучше не останавливаться, где есть хороший кемпинг, каких дорог лучше избегать из-за большого трафика.
Для планирования маршрута можно использовать: Google Maps, Openstreetmap, Alltrails, Nakarte.
Для навигации во время маршрута удобно использовать следующие мобильные приложения:
OsmAnd, Komoot, Locus, Maps.me, All-In-One Offline Maps. С помощью этих приложений можно заранее дома скачать карты выбранного региона, и они будут работать офлайн.
Напоследок
Велотуризм — это не просто опыт или спортивное увлечение для поддержания физической формы. Это новые друзья, впечатления, встречи с людьми, погружение в культуру и обычаи разных стран, знакомство не только с глянцевой стороной региона, которую обычно показывают туристам, но и с реальным укладом и жизнью местных. Часто такое хобби перерастает в образ жизни.
Минимальные вложения в такое хобби на начальном этапе составят 37 400 руб.:
велосипед — от 20 000 руб.;
шлем — от 1500 руб.;
габаритные фонари — от 2000 руб.;
багажник — от 2000 руб.;
велорюкзак — от 3000 руб.;
насос — от 2000 руб.;
мультитул — от 1000 руб.;
клей, заплатки и монтажки — от 350 руб.;
запасная камера — от 250 руб.;
велосумка на раму — от 500 руб.;
велозамок — от 3800 руб.;
велотрусы — от 1000 руб.