Многочисленные курсы обещают россиянам научить их рассуждать как состоятельные люди и, благодаря этому, немедленно разбогатеть. Я вооружилась исследованиями ученых, чтобы попытаться понять, существует ли особенное мышление богатых.
В официальной науке нет понятия «богатое» или «бедное» мышление — таких терминов я не нашла. Эта понятная формулировка появилась у коучей и инфобизнесменов, чтобы пообещать быстрое обогащение (после прохождения их курса, конечно). И хотя ход мыслей, безусловно, может влиять на доходы человека, дела обстоят сложнее.
Мышление дефицита
В 2015 году был проведен интересный эксперимент. Ученые сравнивали, как количество денег влияет на процесс принятия решений. Участники эксперимента были разделены на группы с ограниченными ресурсами и группы с достаточно высоким доходом. Всем им предлагали решать гипотетические финансовые задачи: например, выбрать, как и где починить автомобиль или купить продукты. Только у одной группы бюджет на решение проблемы составлял 1 500 долларов, а у другой — всего 150.
Более «бедные» участники показали схожие модели принятия решений. Ученые назвали их мышлением дефицита (от scarcity mindset).
Те, кто мыслил из позиции дефицита, чаще сравнивали стоимости разных вариантов и искали альтернативы, чтобы выбрать наиболее дешевое предложение.
Ученые отметили, что «в условиях дефицита люди сосредотачиваются на насущных потребностях и признают компромиссы, которые должны быть сделаны с учетом этих потребностей». То есть люди готовы пожертвовать качеством товара ради более низкой цены или отказаться от ряда привычек из-за слишком высоких сопутствующих расходов (например, от похода в кафе с друзьями, чтобы не оплачивать проезд в обе стороны, покупку напитков и еды и т. д.).
Другими словами, жизнь в бедности может создавать дефицитное мышление, а не наоборот.
Ситуация усугубляется тем, что люди с небольшими доходами попадают в замкнутый круг. Группа ученых из Гарварда пришла к заключению, что некоторые решения, которые принимают люди с ограниченными ресурсами, могут быть недальновидными.
Они провели эксперимент, в котором нужно было играть в настольную игру. Людям с существенно меньшим доходом разрешили занимать ходы — они пользовались этой возможностью чаще, чем стоило бы, а играли в итоге лучше, когда возможность брать в долг была ограничена.
Бедность в наследство
Финансовые проблемы из детства влияют на человека на физическом уровне.
Ученые из Северо-Западного университета штата Иллинойс провели исследование, в котором приняло участие 103 респондента в возрасте от 25 до 40 лет. Они родились в семьях с низким и высоким достатком. Их проинтервьюировали и взяли анализы крови. Результаты показали, что низкий социальный статус семьи оставил биологический след в виде заниженного уровня кортизола у участников, которые провели детство в не очень хороших условиях. Стресс, который переживал ребенок, мог привести к частичному закрытию рецепторов кортизола. Так программируется защитный фенотип: человек учится игнорировать болезненные ситуации, предпочитая не чувствовать «негативные» эмоции вовсе, что влияет на дальнейшую жизнь, в том числе и на работу.
По данным еще одного исследования американских ученых, объем мозга у членов семьи с доходом в 1,5 минимальные нормы и ниже, меньше на 3–4%, а у детей, живущих за чертой бедности, это отставание достигает 10%.
Кроме того, люди, растущие в стрессе и постоянно испытывающие чувство беспомощности, вырабатывают внешний локус контроля — мироощущение, при котором они не имеют влияния на свою жизнь и склонны делегировать ответственность за нее на других или на внешние обстоятельства.
Мышление или везение?
Но пожалуй, самый интересный эксперимент больше 10 лет назад провела команда психолога Пола Пиффа. Из-за него Пифф до сих пор ежедневно получает гневные письма.
В его лабораторию в Университете Беркли пригласили 200 человек. Испытуемых разделили по парам и попросили сыграть в «Монополию». Только вот условия были неравными: одному из игроков в паре доставалось в два раза больше игровой валюты. Выбор «счастливчика» происходил случайным образом. В игре у него изначально было преимущество — больше ходов и, следовательно, возможностей выиграть.
Игра снималась на скрытую камеру. Выяснилось, что «богатые» участники в процессе игры чаще меняли поведение: разговаривали громче, съедали больше печенья, поставленного для гостей, более бурно радовались выигрышу и пренебрежительно высказывались о «бедных» противниках. Но самым удивительным было то, как участники говорили о себе после игры. Большинство «богатых» игроков считали, что выиграли благодаря своей прозорливой стратегии. Они попросту забывали, что им изначально повезло.
В своей лекции на TED Пифф назвал этот эксперимент моделью устройства современного общества: чем выше человек оказывается в общественной иерархии, тем меньше он думает о других и тем больше он склонен воспринимать удачу как результат собственных усилий.
Но не богатство и не финансовый успех так влияют на личные качества человека. Как указывает Пифф, всё дело в сильном социальном разрыве. Если у членов общества слишком разное финансовое положение, человек будет стараться обосновать справедливость привилегированной позиции, а также убеждать себя в мысли, что если кто-то не заслужил такого же подарка судьбы, значит, на это есть основания.
Более того, один и тот же человек в периоды бедности и богатства мыслит по-разному. В Индии проводились эксперименты среди фермеров. Их изучали в двух точках — финансового максимума и минимума (в Индии фермеры почти что голодают до сезона урожая, а затем сразу получают солидную прибыль). Выяснилось, что, имея трудности с деньгами, они хуже решают задачи, в том числе связанные с планированием. Исследователи подчеркивают, что дело не столько в самом стрессе, сколько в том, что голова человека, испытывающего нужду, загружена огромным количеством мелких расчетов: где ужаться, где сэкономить и т. д. При этом предполагается, что существует некоторая пропускная способность мозга — и она ограниченна. Поэтому чем больше забот, тем хуже работают высшие психические функции.
Из этих работ ученых я бы сделала вывод, что как такового «богатого» мышления не существует. Существуют обстоятельства и усвоенные с детства привычки, которые влияют на уверенность в собственных силах, а следовательно, и успех в работе.