Рассказываем, в каких случаях удобно использовать кикшеринг и велошеринг и как развивается микромобильность в крупных городах.
Микромобильность — это передвижение по городу на самокатах и велосипедах, в России их называют средствами индивидуальной мобильности.
Велосипеды и электросамокаты — это альтернатива личному автомобилю и общественному транспорту. Сервисы аренды велосипедов работают в российских городах с середины 2000-х годов. А с 2018 года появились сервисы аренды электросамокатов, их называют кикшерингами. К 2021 году в сервисах микромобильности зарегистрировано более 200 тыс. россиян.
Малогабаритный транспорт стал особенно популярен во время карантина в 2020 году. Люди используют электросамокаты и велосипеды для коротких поездок вместо автобусов и метро, чтобы снизить риск заражения коронавирусом, а также чтобы просто добраться от или до остановок общественного транспорта и парковок.
В России на развитие велошеринга и кикшеринга влияют короткий сезон, слабо развитая сеть выделенных дорожек и отсутствие понятных правил движения на скутерах.
Кому подходят сервисы микромобильности
Основная аудитория кикшеринга — активные молодые люди в возрасте 18–45 лет, хотя группа пользователей старше 60 лет тоже большая. У велошеринга старшей аудитории значительно меньше.
Часть людей использует сервисы вместо общественного транспорта, часть — для развлечения, а часть — для работы, например курьером. Важный фактор для активного использования сервисов — близкое расположение стоянок велосипедов и скутеров к дому. В центре городов их больше, а в спальных районах стоянок может не быть или устройства быстро разбирают.
Сезон
В России сезон для кикшеринга обычно с мая по ноябрь. Каждая компания подбирает сезон под себя, основное ограничение — температура. При температуре ниже 10 градусов электробатареи в большинстве городских моделей электросамокатов быстро разряжаются. Примерно такой же сезон и у велошеринга: ездить в мокрую и холодную погоду по городу просто некомфортно. В южных городах, например в Краснодаре и Сочи, таких проблем нет, и сервисы доступны почти круглый год.
Регулирование
Езду на велосипедах регулируют Правила дорожного движения. А вот с электросамокатами ситуация менее определенная. Отсутствие развитой сети велодорожек и регулирования поездок по дорогам и тротуарам приводит к несчастным случаям: за последние два года в авариях с электроскутерами погибло десять человек, а сотни получили травмы. В сравнении с автомобильной статистикой это немного, но власти стремятся минимизировать риски и разрабатывают правила использования индивидуального транспорта.
Так, в Санкт-Петербурге впервые вводят регулирование на постоянной основе. С 13 июля там начнут действовать ограничения на въезд на электросамокатах на центральные улицы города, скорость на тротуарах в оживленных районах ограничили до 15–20 км/ч. Теперь нельзя парковать самокаты в парках, в радиусе 15 м от остановок общественного транспорта и на узких тротуарах. Самокаты будут оборудованы номерами, и в случае нарушения правил парковки сервис может оштрафовать пользователя — суммы штрафов пока не опубликовали.
В Москве и в других крупных городах также разрабатывают новые правила, которые введут зоны со скоростью до 15 км/ч и будут регулировать кикшеринг.
Стоимость кикшеринга
В кикшеринге человек арендует ближайший к нему самокат через приложение и передвигается по доступной в сервисе зоне города. После поездки он должен оставить самокат в разрешенном месте парковки или на специальной станции.
Часто это удобнее, чем ездить на своем электросамокате: не нужно таскать его с собой, думать о зарядке и переживать о нем, оставив самокат на улице.
Стоимость. Сейчас в России работает несколько десятков компаний кикшеринга. Вот список самых крупных из них с ценами для Москвы: