

Рассказываем, в каких случаях удобно использовать кикшеринг и велошеринг и как развивается микромобильность в крупных городах.
Микромобильность — это передвижение по городу на самокатах и велосипедах, в России их называют средствами индивидуальной мобильности.
Велосипеды и электросамокаты — это альтернатива личному автомобилю и общественному транспорту. Сервисы аренды велосипедов работают в российских городах с середины 2000-х годов. А с 2018 года появились сервисы аренды электросамокатов, их называют кикшерингами. К 2021 году в сервисах микромобильности зарегистрировано более 200 тыс. россиян.
Малогабаритный транспорт стал особенно популярен во время карантина в 2020 году. Люди используют электросамокаты и велосипеды для коротких поездок вместо автобусов и метро, чтобы снизить риск заражения коронавирусом, а также чтобы просто добраться от или до остановок общественного транспорта и парковок.
В России на развитие велошеринга и кикшеринга влияют короткий сезон, слабо развитая сеть выделенных дорожек и отсутствие понятных правил движения на скутерах.
Основная аудитория кикшеринга — активные молодые люди в возрасте 18–45 лет, хотя группа пользователей старше 60 лет тоже большая. У велошеринга старшей аудитории значительно меньше.
Часть людей использует сервисы вместо общественного транспорта, часть — для развлечения, а часть — для работы, например курьером. Важный фактор для активного использования сервисов — близкое расположение стоянок велосипедов и скутеров к дому. В центре городов их больше, а в спальных районах стоянок может не быть или устройства быстро разбирают.
В России сезон для кикшеринга обычно с мая по ноябрь. Каждая компания подбирает сезон под себя, основное ограничение — температура. При температуре ниже 10 градусов электробатареи в большинстве городских моделей электросамокатов быстро разряжаются. Примерно такой же сезон и у велошеринга: ездить в мокрую и холодную погоду по городу просто некомфортно. В южных городах, например в Краснодаре и Сочи, таких проблем нет, и сервисы доступны почти круглый год.
Езду на велосипедах регулируют Правила дорожного движения. А вот с электросамокатами ситуация менее определенная. Отсутствие развитой сети велодорожек и регулирования поездок по дорогам и тротуарам приводит к несчастным случаям: за последние два года в авариях с электроскутерами погибло десять человек, а сотни получили травмы. В сравнении с автомобильной статистикой это немного, но власти стремятся минимизировать риски и разрабатывают правила использования индивидуального транспорта.
Так, в Санкт-Петербурге впервые вводят регулирование на постоянной основе. С 13 июля там начнут действовать ограничения на въезд на электросамокатах на центральные улицы города, скорость на тротуарах в оживленных районах ограничили до 15–20 км/ч. Теперь нельзя парковать самокаты в парках, в радиусе 15 м от остановок общественного транспорта и на узких тротуарах. Самокаты будут оборудованы номерами, и в случае нарушения правил парковки сервис может оштрафовать пользователя — суммы штрафов пока не опубликовали.
В Москве и в других крупных городах также разрабатывают новые правила, которые введут зоны со скоростью до 15 км/ч и будут регулировать кикшеринг.
В кикшеринге человек арендует ближайший к нему самокат через приложение и передвигается по доступной в сервисе зоне города. После поездки он должен оставить самокат в разрешенном месте парковки или на специальной станции.
Часто это удобнее, чем ездить на своем электросамокате: не нужно таскать его с собой, думать о зарядке и переживать о нем, оставив самокат на улице.
Стоимость. Сейчас в России работает несколько десятков компаний кикшеринга. Вот список самых крупных из них с ценами для Москвы:
Компания | Старт | Минута | Абонемент |
Whoosh | 30–50 руб. | 6–8 руб. | 199 руб. в неделю или 499 руб. в месяц |
Карусель | 50 руб. | 6–7 руб. | — |
Urent | 50 руб. | 3-7 руб. | От 600 руб. в день до конца заряда |
Lite | 50 руб. | 5-7 руб. | — |
Тарифы на поездки у всех компаний примерно одинаковые: нужно заплатить 50 руб. за бронирование, а дальше оплачиваются минуты поездки. Стоимость минуты динамическая: она зависит от спроса на самокаты в конкретный момент дня и от района использования. Также при бронировании на банковской карте блокируется залог — 300–500 руб., его вернут после поездки, если она была завершена по правилам.
У некоторых компаний есть абонементы на день, неделю или месяц — в таком случае выгодно пользоваться самокатами только одной компании. В таких тарифах пользователь получает постоянный доступ к самокатам без дополнительной платы или платит только за минуты. Например, c абонементом за 199 руб. в неделю у оператора Whoosh не нужно платить за старт. При активном использовании по два раза в будние дни экономия составит 300 руб. в неделю.
Обычно в крупных городах есть местные сервисы, но существуют и федеральные компании велошеринга. До недавнего времени этот вид сервиса был убыточным и требовал субсидий от государства. Например, обанкротившийся «Велогород» в Санкт-Петербурге с 2015 по 2018 год получил 137 млн руб. из городского бюджета. Одна из причин низкой окупаемости — дорогостоящие станции, на которых пользователи должны были парковать велосипеды. Поэтому теперь некоторые велошеринги применяют ту же модель, что и кикшеринг: арендованный велосипед можно просто припарковать у ограды или на стоянке у супермаркета. Это упрощает пользование сервисом.
Из-за отсутствия широкой сети велодорожек раньше велосипеды брали в основном для отдыха в парках. Сейчас крупные города выделяют средства на развитие городской инфраструктуры. Например, в Москве в 2021 году установят 67 новых станций и добавят 1000 велосипедов.
Стоимость. Вот список крупных сервисов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
Город | Цена поездки до 30 минут | Сезонный абонемент | |
СмартБайк | Санкт-Петербург | 50 руб. | 3500 руб. |
Велобайк | Велобайк | Бесплатно по абонементу. На сутки — 155 руб. | 1235–1855 руб. |
LuckyBike | Екатеринбург, Краснодар, Уфа и еще 7 городов | 50 руб. | 2500 руб. |
Велошеринг стоит дешевле аренды самокатов. В сервисах аренды велосипедов оплачивается одна поездка или абонемент — на сутки, неделю, месяц или весь сезон. В стоимость абонемента входит неограниченное количество поездок до 30 минут. Если нужно ездить дольше, можно припарковать велосипед через полчаса и взять новый без доплаты.
Если во время поездки на велосипеде или самокате что-то сломалось или кончился заряд, то нужно докатить его до ближайшего места парковки. Если это невозможно — выбрать место, не мешающее пешеходам и автомобилям, а затем написать в поддержку сервиса в приложении и прислать фото парковки. В поддержке помогут завершить поездку и сделают перерасчет, если это нужно.
Мы опросили постоянных пользователей городских скутеров и велошеринга: как они арендуют транспорт, сколько платят и пользуются ли альтернативами.
Павел, музейный работник из Москвы
Что арендую и зачем. Я пользуюсь кикшерингом почти каждый день: живу в 20 минутах от метро и доезжаю до станции на самокате. Я считаю, что это новый вид общественного транспорта в Москве, а не просто забава.
Мне повезло — около дома недавно появились две стоянки, где всегда есть доступные и заряженные самокаты. Я катаюсь почти в любую погоду. Иногда езжу даже в дождь, но это не очень приятно. Если на улице сухо, можно смело брать самокаты с апреля по октябрь.
Сколько это стоит. Пользуюсь сервисом Whoosh, другие мне не очень нравятся по моделям самокатов и дизайну. К тому же других сервисов рядом с моим домом просто нет. Недавно у сервиса появился абонемент: за 199 руб. в неделю старт самоката становится бесплатным. Я не плачу 50 руб. за каждую аренду — только за минуты поездки. В среднем в месяц на кикшеринг я трачу 1500–2500 руб.
Почему это удобно. Мне проще и комфортнее доехать до метро на самокате по парку, чем ждать автобус или искать каршеринг. Я бы с радостью пользовался велосипедами, но у нас в районе плохая инфраструктура. Велосипеды в сервисе от ВТБ либо в плохом состоянии, либо их нельзя арендовать. Да и просто неприятно их даже брать в руки.
В городе кикшеринг удобно совмещать с метро или автобусом: если остановки недалеко, на самокатах до них можно быстро доехать. Вместо 20 минут от дома пешком до метро я трачу всего 5–8 минут. У меня есть свой электросамокат, но таскать его в метро не очень удобно. К тому же на работе нужно думать о том, где и когда его зарядить, — это лишняя головная боль.
Егор, владелец бара из Санкт-Петербурга
Что арендую и зачем. Я пользуюсь велошерингом в Санкт-Петербурге, если дорога занимает не более 15 минут. Также я беру велосипеды в аренду, когда бываю в Москве: для меня это удобный транспорт на небольшие расстояния в обоих городах. Я давно использую велосипеды как транспорт и привык кататься весь год, кроме зимы, хотя могу и в сухую зимнюю погоду. Если нет грязи и луж, я всегда сажусь на велосипед.
Сколько это стоит. В Санкт-Петербурге я пользуюсь сервисом «СмартБайк», а в Москве — «Велобайк». У всех сервисов похожие велосипеды и тарифы, я просто привык именно к этим. В среднем я трачу на аренду около 1000 руб. в месяц.
Почему это удобно. Если ехать недалеко, в хорошую погоду это приятнее, чем сидеть в душном такси со случайным водителем или спускаться в переполненное метро. На большие расстояния ездить на велосипеде по городу уже неудобно. Поэтому часто совмещаю велошеринг с метро: доезжаю до нужной станции, а дальше беру велосипед и еду до нужного места.
У меня есть и свой велосипед, но с ним нужно планировать маршрут и знать, где его оставить, чтобы не украли. С велошерингом этой проблемы нет — просто берешь велосипед, когда нужно, и оставляешь его там, куда приехал. С моей работой я привык жить без четкого плана на день, поэтому аренда велосипедов отлично мне подходит.