

Тьютор помогает учиться эффективнее — как детям так и взрослым. Он приспосабливает образовательный план под конкретного человека, будь младшеклассник, не понимающий математику, или бухгалтер, который захотел сменить работу и проходит курсы по программированию. В этой статье простыми словами расскажу, когда нужны услуги тьютора и как им стать.
Тьютор — это специалист, который занимается сопровождением человека во время учебы, помогает справляться с трудностями и адаптирует образовательную программу под индивидуальные особенности.
Прототипы современных тьюторов впервые появились в Оксфорде и Кембридже в 14 веке. С развитием технологий и общества, ростом конкуренции и исчезновением некоторых профессий специальность становится все востребованнее. Во-первых, из-за большого выбора учебных заведений и методик преподавания. Во-вторых, из-за гуманизации образования и неэффективности массового подхода в обучении.
Тьютора нанимают, когда падает мотивация в учебе, какой-то предмет дается тяжело или заканчивается один этап обучения, а что делать дальше пока непонятно. Если раньше тьюторы работали только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то сейчас сфера их деятельности расширилась.
В 2008 году специальность законодательно утвердили в качестве должности в сфере образования. Обязанности тьютора с 2010 года прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей. Во многом они касаются работы с детьми с ОВЗ, упор на это делается и в обучении на тьютора.
Учитель оценивает и дает знания по определенному предмету. Педагог, тьютор не обладает такими компетенциями. При этом он должен иметь представление о программе и методиках преподавания. Ещё одно отличие: учитель работает со всеми учениками сразу, а тьютор с конкретным человеком.
Репетитор использует индивидуальный подход, его задача — «подтянуть» конкретного ученика по определенному предмету. Но речь идет непосредственно об обучении. В то время как тьютор не преподает, а разбирает причины из-за которых возникают проблемы с учебой. К примеру, старшеклассник готовится к поступлению в университет, но чувствует неопределенность и отсутствие мотивации. Тьютор помогает определить образовательную траекторию, подобрать профильные курсы, а репетитор должен обеспечивать углубленное изучение предметов.
С точки зрения психологии компетенция тьютора ограничивается образовательным процессом. В то время, как психолог может консультировать по поводу эмоциональных и поведенческих проблем, не связанных непосредственно с учебой.
В системе наставничества коуч помогает достигать поставленных целей. Он предлагает способы, но не конкретные решения, в то время как тьютор объясняет, что именно может помочь преодолеть сложности. Коучи работают с людьми, у которых есть цель, убирая внутренние установки, мешающие ее достичь. Например, в компанию приходит молодой специалист. Тьютор помогает ему разобраться в процессах и выстроить отношения с коллегами. А коуч работает над профессиональным ростом, помогая развивать нужные качества для карьерного роста.
Профориентолог должен выявить потребности, интересы и качества человека, рассказать о разнообразии профессий, которые ему подойдут. Тьютор также может помочь лучше понять, какая сфера подойдет подопечному, но главная задача — составить план, который поможет успешно обучиться выбранной специальности.
Независимо от возраста подопечного, у тьютора есть конкретные задачи на пути к цели:
Работая с детьми в целом, тьютор развивает у них позитивное отношение к обучению, учит осознавать собственные интересы, способности и потребности. У детей с ограниченным возможностями здоровья, тьютор адаптирует учебный план под потребности, помогает социализироваться. В детском саду помогает ребенку привыкнуть к занятиям — няня-тьютор следит за поведением и объясняет, что нужно делать на уроках. Школьникам тьютор помогает освоиться в новой среде, наладить контакт с одноклассниками и учителями. Выпускников, — готовит морально к экзаменам и поступлению, помогает определиться с выбором вуза. Также тьютор помогает выстроить коммуникацию с родителями и учителями.
Первокурсникам тьютор помогает адаптироваться к обучению после школы, особенно в самостоятельном решении проблем. А иностранным студентам, в целом, освоиться в новой стране. На старших курсах тьютор помогает осознанно выбрать специализацию и программы дополнительного образования, конференции и стажировки. И следующим этапом — определиться с местом или сферой работы.
Тьютор помогает взрослым найти оптимальный вид и способ обучения. Выстраивает учебный процесс с учетом занятости, совмещения с работой и личной жизнью. Поддерживает мотивацию и помогает решить организационные проблемы при обучении. Помогает повысить уверенность в себе, оценить потенциал и планировать карьеру. Обучает навыкам самопрезентации и установления полезных связей.
С 2010-х годов должность «тьютор» начала постепенно появляться в инклюзивном образовании. Сейчас в государственных школах России тьюторы обязательно работают в коррекционных классах с детьми с ОВЗ, и редко со школьниками без особых потребностей. В целом тьюторы в начальном образовании — пока еще не массовая тенденция, и они есть далеко не в каждой школе.
В вузах тьюторы также работают со студентами с ОВЗ, а еще с иностранцами. Но в некоторых учебных учреждениях они в целом сопровождают студентов на протяжении учебного процесса. Тьюторы знакомят с тем, как устроен университет и какие возможности он предоставляет, проводят тренинги, анализируют вовлеченность, налаживают контакт с преподавателями. Несмотря на то, что профессия предполагает фокус на индивидуальной работе, тьюторам школы или вуза часто приходится взаимодействовать с целыми группами учеников, если речь идет о подопечных без ОВЗ.
Штатные тьюторы работают в связке с учителями и преподавателями, классными руководителями, педагогами и психологами, общаются с родителями учеников.
Частные образовательные проекты с онлайн-курсами или тренингами и EdTech компании (которые разрабатывают программное обеспечение для онлайн-обучения, но часто используют его для собственных проектов, например SkyEng или Slillbox) нанимают тьюторов, которые имеют представление о высоких технологиях, онлайн-платформах и сфере, в которой специализируется проект.
В онлайн обучении тьюторы делают упор на вовлечение, потому что учиться онлайн многим тяжелее, чем оффлайн. Тьютор должен наладить контакт с подопечным в удаленном формате, помочь ему адаптироваться, научить пользоваться инструментами платформы. В онлайн-обучении тьюторы делают акцент на развитии навыков самостоятельного обучения.
Работая на себя, тьютор сам выбирает сферу деятельности, клиентов и формат взаимодействия (очно или онлайн), самостоятельно планирует график. Но в то же время тратит время и деньги на то, чтобы продвигать себя, поэтому услуги такого специалиста могут быть дороже. Тьюторы-фрилансеры не всегда смогут помочь при конкретных проблемах с преподавателями или учителями, так как иногда изменить учебный план невозможно. Они больше сосредоточены на мотивации, навыках и адаптации подопечного.
В среднем, по данным портала profi.ru стоимость одной сессии тьютора для школьника стоит 1 200–2 000 рублей.
Чтобы облегчить обучение и сделать его эффективнее, тьютору нужно определить интересы, ценности, навыки и другие особенности личности. Сделать это можно с помощью бесед и интервью, специальных заданий и тестов, опросников и анкет. Также тьюторы могут наблюдать за подопечными во время учебы и выполнения заданий, спрашивать клиентов, что для них важно в жизни и каким они видят будущее. Определив исходные данные, специалист понимает, как применять личные качества в учебе, что нужно развивать и на что обратить внимание.
Навигационное интервью помогает сформировать первичное понимание ситуации, установить контакт с подопечным, наметить направления и цели работы, а также рассказать о роли тьютора.
Каждая сессия начинается с обсуждения того, что произошло с момента прошлой встречи. Обучающийся делится своими успехами, трудностями, новыми открытиями и осознаниями. Тьютор задает рефлексивные вопросы, помогая проанализировать опыт, выявить закономерности и сделать выводы.
Тьютор может предлагать упражнения, задания, дискуссии, направленные на развитие учебных навыков, тайм-менеджмента, креативного и критического мышления. Главная задача на сессиях — поддерживать, направлять и стимулировать самостоятельное развитие человека.
Тьютор составляет карты развития, или индивидуальные образовательные маршруты. Они представляют собой шаблоны для фиксации целей, задач, ресурсов, сроков и результатов обучения.
Личные планы — это детализированные графики учебной и внеучебной деятельности. Также тьютор может предложить вести дневник самонаблюдения для фиксации ощущений, наблюдений и выводов во время процесса обучения. Для эффективного планирования и распределение сил используют матрицу приоритетов.
Образовательные и карьерные треки — схемы и списки последовательности действий для достижения результата. Они дают возможность отследить прогресс по разным показателям: успеваемость, освоение навыка.
Тьютор использует в работе инструменты для развития самостоятельности, осознанности и самопрезентации.
Если помощь нужна человеку во время работе в проекте, тьютор с клиентом описывает цели, задачи и ожидаемые результаты. Ученик учится структурировать планы, определяет список действий и критерии, по которым можно будет оценить результат.
Инструменты, связанные с рефлексией, помогают стать осознаннее и лучше понимать себя в процессе обучения. Тьютор может предложить вести дневник или составить эссе, где подопечный опишет свой опыт, чувства, мысли и выводы, сделанные в процессе обучения, ответить на вопросы, которые помогут осмыслить опыт.
Для самопрезентации и повышения уверенности в себе тьютор помогает составить портфолио и подсказывает, где его можно разместить.
Высшего образования по специальности «тьютор» в России нет. Некоторым работодателям достаточно наличия у человека педагогического образования или реже — психологического. Для понимания специфики профессии можно пройти курсы дополнительного образования (об этом ниже). Также роль играет будущее место работы или сфера деятельности тьютора. В некоторых областях важно понимать специфику (к примеру, тьютор по математике), поэтому нужны знания предмета обучения.
Выучиться на тьютора можно очно и онлайн, сейчас в России есть десятки программ от разных образовательных учреждений в разных регионах, выдающих дипломы государственного образца. Среди них:
Межрегиональная тьюторская ассоциация проводит курсы по повышению квалификации для людей с высшим педагогическим образованием. Длительность — 48 учебных часов, стоимость — 9 000 рублей. Для тех, кто работает тьютором больше двух лет, организация предлагает пройти сертификацию на соответствие профессиональному стандарту.
Институт дополнительного образования и профессионального обучения предлагает курсы переподготовки для воспитателей и учителей, которые хотят стать тьюторами. Длительность 340 часов (три с половиной месяца), стоимость — 15 000 рублей.
Московский педагогический государственный университет обучает тьюторов дистанционного образования. Стоимость программы — 9 000 рублей.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки —12 000 рублей за 3 месяца обучения.
Национальный институт государственной службы — 502 академических часа. Для психологов, педагогов и родителей.
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки — от 10 000 рублей за полтора месяца.
Если тьютор собирается работать в инклюзивном образовании или другой узкой сфере, стоит выбирать курсы с уклоном в этой специализации.
Профессия тьютора имеет хорошие перспективы в образовании по нескольким причинам: