Как не стать жертвой мисселинга в финансовой сфере
На самом деле мисселинг часто подражает обычным продуктам. А с учетом того, что встречаться он может в самых разных сферах, дать универсальные советы непросто. Поэтому сосредоточимся на финансовой сфере, так как здесь такие нарушения происходят часто и риски обычно выше, чем если вам навязали услуги грузчиков или дополнительную страховку при покупке стиральной машины.
- Тщательно читайте договор при открытии счета или оформлении кредита. Убедитесь, что он составлен от имени той организации, в которую вы обратились.
- Проверяйте договор на наличие дополнительных услуг. В тексте будет указано, что их покупка не обязательна и клиент соглашается на оплату добровольно. В этом случае просим убрать эти услуги из договора.
- Узнайте о гарантиях доходности: каким образом она достигается, какие могут быть исключения. Это должно быть прописано в договоре. Если консультант только на словах сообщает о гарантии, просите его указать это в договоре.
- Если вы пришли открывать вклад, в договоре вообще не должны упоминаться инвестиции. Если это указано или что-то еще вас смущает, не стесняйтесь задавать вопросы. Помните, что перед подписанием документов всегда можно посоветоваться со сторонним консультантом, но не из этого учреждения.
- Уточните возможность досрочного расторжения договора. Убедитесь, что за это не будет никаких штрафов.
Если вы уже стали жертвой мисселинга, с большей долей вероятности вы не сможете вернуть деньги. Например, если подключили более дорогой тариф (обслуживания банковской карты или мобильной связи), а потом поняли, что он невыгодный, договор на услугу можно расторгнуть. Но вернуть деньги за прошедший период не получится, и Роспотребнадзор не всегда поможет.
В статье 12 (п. 1) закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 написано, что отказаться от услуги можно в разумные сроки. А при их определении рекомендуют принимать во внимание срок годности товара, его потребительские свойства и сезонность использования. То есть Роспотребнадзор может просто не принять заявление, ссылаясь на этот пункт.
Также можно обратиться в суд с требованием возместить ущерб. Такой способ тоже не дает гарантии. Зачастую судьи отказывают в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что гражданин согласился с требованиями сам, без давления.
Помимо перечисленного, можно пожаловаться в Банк России на нарушение законодательства через нтернет-приемную. При наличии нарушений при продаже финансовых услуг, особенно если они привели к потере денег или других ресурсов клиентом, банк обязан вернуть деньги потребителю. Контролирует соблюдение этой нормы Банк России, данное право прописано в законе от 11.06.2021 №192-ФЗ. Чтобы вернуть деньги, нужно обратиться в регулятор с жалобой.
Государство тоже борется с мисселингом. Например, с помощью СРО (саморегулируемых организаций), которые контролируют поведение участников рынка. Однако этот механизм предназначен для предупреждения мисселинга. Если уже есть жалобы, разбираться с ними будет Центробанк.