

В 2024 и 2025 годах вступили в действие новые изменения в закон об утилизации авто. Рассказываю об актуальных тарифах и в целом о том, что такое утильсбор в России
Утильсбор на транспортные средства — это налог, который оплачивают производители, импортеры или владельцы транспортных средств, чтобы покрыть расходы на их последующую утилизацию. Этот сбор регулируется российским законодательством и распространяется на спецтехнику (например, сельскохозяйственную и строительную), легковые и грузовые автомобили, автобусы и прицепы.
Утильсбор рассчитывается с учетом двух показателей: коэффициента и базовой ставки. Коэффициент — множитель, который зависит от разных факторов: цели покупки машины за границей (на продажу или для себя), категории, объема двигателя, возраста и массы транспорта. Базовая ставка — это фиксированная сумма, установленная государством: ее размер варьируется в зависимости от категории транспортного средства.
С 1 октября 2024 года базовые ставки такие:
В российское законодательство были введены два значительных изменения в 2024 году и в начале 2025 года, которые касаются утильсбора.
Согласно Постановлению Правительства № 1255 от 13 сентября 2024 года, с 1 октября 2024 года коэффициенты утилизационного сбора увеличились на 70–85% для ввозимых в Россию легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники и прицепов (кроме электро- и гибридных автомобилей).
С 1 января 2025 года были проиндексированы повышающие коэффициенты, применяемые к базовым ставкам (сами суммы ставок остаются неизменными: 20 000 ₽, 150 000 ₽ и 172 500 ₽). На данный момент окончательные коэффициенты для 2025 года неизвестны, но ожидается, что Правительство утвердит их в ближайшее время. Повышение размера оплаты на этот раз распространится в том числе на электромобили и гибриды. Индексацию коэффициентов планируют проводить в течение каждого года вплоть до 2030-го.
Без оплаты утильсбора поставить автомобиль на учет в ГИБДД и начать его эксплуатацию невозможно. Утильсбор для физических лиц (частных покупателей) нередко уже включен в цену автомобиля, но есть и исключения. Вот кто должен оплачивать утильсбор на автомобили:
К примеру, если прошлый хозяин транспортного средства ввозил автомобиль в Россию как вынужденный переселенец, то он был освобожден от оплаты утильсбора. Соответственно, когда другой человек, не имеющий права на льготы (об этом ниже), покупает эту машину и оформляет ее на себя, возникает необходимость оплаты налога.
Сбор взимается только один раз за весь жизненный цикл автомобиля. Если он уже был уплачен одним из предыдущих собственников, новым владельцам платить не нужно.
Утильсбор рассчитывается по формуле: Утилизационный сбор = Базовая ставка × Коэффициент. Самый простой способ — воспользоваться онлайн-калькуляторами расчета утилизационного сбора, где необходимо ввести параметры транспортного средства: стоимость, объем двигателя, возраст и другие. Вот некоторые из калькуляторов:
Российские производители транспортных средств платят налог Федеральной налоговой службе. Импортеры оплачивают утильсбор при ввозе авто через Федеральную таможенную службу. Реквизиты предоставляются в пунктах таможенного оформления.
Если вы покупаете машину и сбор не был оплачен предыдущим владельцем, реквизиты можно взять в Налоговой службе и оплатить налог в отделении банка или онлайн.
От уплаты утильсбора освобождены (Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 24.1, пункт 6):
Также существует льготный утильсбор на автомобили, ввозимые из-за границы для личного использования. В таком случае коэффициент гораздо ниже: 0,17 для транспортных средств младше трех лет и 0,26 — для машин старше. Эта «скидка» действует при соблюдении нескольких условий:
Рост цен на автомобили. Производители и импортеры закладывают размер утилизационного сбора в конечную стоимость автомобиля. Соответственно, цены на машины растут. Это особенно заметно для машин с большим объемом двигателя и грузовой техники, для которых коэффициенты утильсбора значительно выше.
Например, утильсбор для Toyota Land Cruiser Prado 7GR-FKS с объемом двигателя 3,5 литра и возрастом до трех лет составит 1 794 600 ₽ = 20 000 (ставка) × 89,73 (коэффициент после 1 октября 2024 года). В то время как коэффициент для машин с объемом двигателя 1001–2000 см³ составляет 27,81.
Удорожание ввоза старых машин из-за границы. Для автомобилей старше трех лет сбор выше, что делает их импорт менее выгодным.
Поддержка отечественного автопрома. Сбор увеличивает затраты для импортеров иностранных марок, что делает российские автомобили более конкурентоспособными.
Запуск зарубежных заводов в России. Одной из целей повышения утильсбора является стимулирование иностранных автопроизводителей к открытию сборочных предприятий на территории России. Это позволит снизить стоимость их автомобилей для местного рынка, создать дополнительные рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Повышение стоимости автомобилей, в свою очередь, может отразиться на цене такси, аренды и доставки, а также на стоимости страхования, особенно каско, так как оно рассчитывается исходя из полной стоимости автомобиля. Например, для машин, ввезенных после 1 октября 2024 года, страховка станет значительно дороже.
Основная цель сбора — финансирование инфраструктуры утилизации транспортных средств и минимизация вредного воздействия на окружающую среду. Это включает в себя снижение уровня выбросов, сокращение опасных отходов и предотвращение накопления устаревших автомобилей, которые могут представлять экологическую угрозу.
Утилизационный сбор при продаже автомобиля вернуть нельзя. Этот сбор является разовым платежом: после его оплаты дальнейшая перепродажа не предполагает возврата этой суммы.
Если транспортное средство освобождено от уплаты сбора, важно:
В случае спорных ситуаций или ошибок в документации рекомендуется обратиться в ФНС или ГИБДД для получения разъяснений и внесения необходимых корректировок.