Коллекционирование — дело захватывающее. Многие хобби вполне доступны. Я поговорила с ценителями винила, современного искусства и наручных часов о том, как начать, сколько стоит такое хобби, на что обращать внимание при покупке и каковы финансовые перспективы такого занятия для начинающих коллекционеров.
Винил
Петр Чинават, совладелец магазина пластинок DiG
Сколько стоит. Цена строится из востребованности, состояния, количества изданных копий и от места, где вы покупаете. Цены начинаются от 50 руб. за пластинку. Средняя цена — 1500 руб. Например, если вы коллекционируете соул или ритм-н-блюз 1980-х годов, то такие пластинки стоят дешевле, потому что выпускались большими тиражами, а артисты сейчас не очень актуальны. Существуют и дорогие пластинки, которые стоят несколько десятков тысяч рублей. Но в целом пластинки не так дороги, как о них принято думать.
Где искать. Коллекционер находится в состоянии бесконечного поиска. Винил можно искать много где, например в виниловых и интернет-магазинах, на барахолках, в частных коллекциях. Магазин отвечает за качество — обычно все пластинки отслушивают, если они не запечатаны, и оценивают. Мы при оценке ориентируемся на сайт Discogs — смесь Ebay и «Википедии» для пластинок.
Виниловый проигрыватель. Плохой виниловый проигрыватель отличается от хорошего звуком. Вот на что нужно обратить внимание при выборе проигрывателя:
- Какой у него привод: прямой или пассиковый, то есть диск с мотором соединяется напрямую или через резинку. Спор, что лучше, бесконечен. Я считаю, что прямой привод всегда лучше, потому что он четко и твердо держит скорость диска.
- В проигрывателе должна быть кварцевая стабилизация, чтобы диск вращался с одной скоростью и точно воспроизводил все музыкальные ноты. Если ее нет, то можно заметить еле уловимые, но ощутимые для слуха подвижки — колебания ноты.
- Иглы лучше брать старые, сделанные до 1991 года. Тогда иглы делались из более дорогостоящих и качественных материалов. Старые фирмы могли себе это позволить, потому что тиражи проигрывателей, пластинок и комплектующих были больше. Если вам попалась старая игла в хорошем состоянии — это здорово. Чтобы проверить качество иглы, просто включите новую неигранную пластинку с самого начала — если услышите ощутимые лишние потрескивания, скорее всего, дело в игле. Если игла в плохом состоянии, то ее надо заменить.
- Для эстетического удовольствия важен внешний вид и состояние проигрывателя.
Надо решить для себя, какой проигрыватель вы хотите: б/у или новый. Б/у проигрыватель в хорошем состоянии можно купить примерно за 30 000 руб. Беспроигрышный вариант в этой категории — проигрыватель Technics SL-1200 mk2.
- Б/у до 15 000 руб. — выбирайте долговечные японские проигрыватели с прямым приводом.
- Б/у от 15 000 до 25 000 руб. — это Hi-Fi-проигрыватели, звук уже немного лучше.
- Б/у от 25 000 до 40 000 руб. — это продвинутые Hi-Fi-проигрыватели.
- Б/у от 40 000 руб. — это High-End-проигрыватели — высочайший класс проигрывателей, культовые модели, например от английской компании Garrard 1960-х годов. До 100 000 руб. можно найти суперпродвинутый проигрыватель, но для начала можно взять модель проще и дешевле.
Плюс б/у проигрывателей — их легко чинить, потому что внутри особо нечему ломаться. Если относиться к проигрывателю бережно, он прослужит очень долго.
Если говорить о новых проигрывателях винила, то стоит обратить внимание на компанию Pro-Ject. Но, как правило, у новых проигрывателей стоимостью до 50 000 руб. нет прямого привода.
Что еще понадобится. Помимо проигрывателя и пластинок, для прослушивания музыки вам понадобятся:
- пассивные колонки и усилитель со встроенным фонокорректором или активные колонки и фонокорректор. В активных колонках усилитель уже встроен, а в пассивных колонках его нет. Пример активной акустики — это переносные колонки JBL. Пассивная акустика — это колонки от музыкальных центров 1990-х годов;
- фонокорректор — он усиливает звук с винила, так как изначально сигнал очень слабый. Без фонокорректора звук будет еле слышно даже на максимальной громкости и практически без басов. Если у вас активная акустика, вам нужен отдельный фонокорректор, иначе вы не сможете слушать пластинки. Если у вас пассивная акустика, понадобится интегральный усилитель. Обычно в усилителях, произведенных до 2000 года, фонокорректор уже встроен. Этот разъем называется Phono, его можно найти на задней панели — если его нет, то фонокорректор нужно докупить;
- вибропоглощающие подставки, но их может заменить качественная твердая поверхность стола, которая не дает лишних вибраций;
- щетка для протирания пластинки перед каждым прослушиванием — она позволяет убрать пыль и лишние шумы.
Инвестиции в винил. Прагматичные финансисты и консультанты не советуют вкладывать деньги в произведения искусства, но, с другой стороны, последние 13 лет пластинки только дорожают. Например, если вы купили пластинку известной группы, напечатанную в 1960–1970-х годах, то за это время она подорожала, так как таких пластинок в хорошем состоянии с каждым годом становится все меньше. Цена пока только растет. Если купить пластинки сейчас, то за год можно заработать 5–10 %. Но если случится кризис, то пластинки никому не будут нужны.
Михаил Шаповалов, коллекционер:
— С винилом я знаком с детства — остались пластинки от дяди: Pink Floyd, Elton John и другие. Когда случился переход с mp3 на форматы, которые гораздо больше весят, например расширения ape или flac/alac, я начал задумываться о качестве звучания. Все мои изыскания в интернете и логические цепочки привели к желанию перейти на винил.
В моей коллекции около 600 пластинок, которые я собрал за последние 3–4 года.
Преимущественно это ответвления от рок-н-ролла с конца 1960-х по наше время. Но я стараюсь находить хорошее во всей музыке, поэтому у меня есть пластинки разных жанров, кроме грайндкора и подобных экстремальных направлений. Покупаю в основном на Ebay — отобрал себе продавцов, в которых уверен. Иногда — на Discogs. В России стараюсь не покупать, так как продавцы часто завышают оценку состояния пластинок.
Насчет финансовой перспективы я не задумываюсь. Сейчас раритетный винил можно продавать за баснословные деньги, но я собираю его для себя.
У меня есть несколько дорогих пластинок: третий альбом Led Zeppelin, который стоит от 500 евро, и еще парочка такого же толка. Мне кажется, что цены на раритетный винил сильно раздуты, как и цены на современные арт-объекты. Все назначают ту цену, которую хотят, поэтому на разных интернет-площадках можно найти цены на одну и ту же пластинку в схожем состоянии в огромном ценовом разбросе.
Современное искусство
Елена Белоногова, сооснователь арт-центра Cube.Moscow
Сколько стоит. С точки зрения цены современное искусство — самый диверсифицированный объект коллекционирования. Работы молодых художников можно купить за несколько тысяч рублей, а произведения всемирно известных современных художников стоят миллионы долларов. Цена на работы художника складывается из многих факторов: страна, в которой он живет и работает, образование, опыт, техника, представленность в музеях и других известных коллекциях, общая известность и узнаваемость.
Современное искусство можно коллекционировать, даже не имея больших денег, особенно в России. У нас этот рынок только начинает набирать обороты: при небольшом количестве галерей и арт-дилеров в стране огромное количество молодых талантливых художников. Спрос на искусство в России ниже, чем в Европе или США, поэтому и цены ниже, а качество работ многих художников не уступает работам западных коллег. Это прослеживается на международных ярмарках современного искусства, на которых представлены наши и зарубежные художники. Например, в декабре 2019 года на аукционе, который организовали молодые художники, я купила скульптуру за 3000 руб. и фотоработу за 12 000 руб.
Дорогие работы молодых художников. Молодые художники в начале карьеры могут переоценивать стоимость своих работ, в таких случаях рынок их корректирует. Но случаются и настоящие прорывы, когда тиражная работа молодого художника, который продается самостоятельно, стоит 20 000 руб., а попадая на аукцион современного искусства, куда приходит подготовленная публика, такая же работа уходит за несколько тысяч евро. Далее цена на работы этого художника уже не падает до первоначального уровня.
Но прорывы случаются редко — здесь должны сойтись талант, мастерство и актуальность высказывания художника. Чаще цена на работы художников растет вместе с ростом их мастерства, увеличением количества выставок и представленностью в респектабельных коллекциях.
Где искать. Собрать интересную коллекцию можно, если покупать в нее то, что вам по-настоящему нравится. Чтобы сформировать и вырастить вкус и понимание, чаще ходите на выставки, старайтесь попадать на вернисажи галерей, на которых можно встретиться с художниками. Такие встречи могут открыть новые грани искусства, а иногда — перевернуть ваши взгляды. Постепенно сформируется насмотренность и понимание того, что вам нравится. Вы начнете ориентироваться в ценах на произведения искусства. Чем больше насмотренность, тем меньше вероятность совершить ошибку при выборе работы. Например, некоторые опасаются купить работу, которая не представляет ценности, или работу, которая может выдавать в них не разбирающегося в предмете человека. Бояться ошибок не стоит — их совершает большинство коллекционеров в начале пути.
Я советую искать предметы современного искусства в галереях. В Москве это «Винзавод» и Cube.Moscow. В обоих кластерах за один день можно увидеть хороший объем качественного современного искусства — российского и зарубежного. Знакомиться с работами и покупать их можно и онлайн на сайтах арт-пространств и галерей, а также на онлайн-аукционах.
Еще стоит обратить внимание на проект TEO, где можно найти не только произведения современного искусства, но и предметы коллекционного дизайна, и на проект «Артмоссфера», который занимается искусством уличной волны, в том числе тиражным. Хорошие проекты с недорогим искусством — Sample art и галерея Borsch.
Ценности работы. Если вы начинающий коллекционер или только подумываете о покупке первой работы, то самостоятельно оценить ее будет сложно. Лучше обратиться к специалистам — так вероятность приобретения стоящей вещи будет выше. Если вы увидели работу художника, о котором никогда не слышали, и она вам нравится, поинтересуйтесь образованием художника, в каких выставках он принимал участие, в каких коллекциях его работы представлены. Получив ответы на такие вопросы, вы сможете составить общее представление о серьезности художника.
Инвестиции в искусство. Искусство — не самый высоколиквидный актив и не краткосрочное вложение. На Западе много лет произведения искусства выступают финансовым инструментом, под их залог дают займы и применяют как один из инвестиционных инструментов. У нас к искусству с этой точки зрения только начинают присматриваться.
Хорошее искусство будет дорожать с течением времени. Но в России это более длительное время, нежели за рубежом. Цены на произведения искусства показывают высокие темпы роста на рынках с высоким спросом, а российский рынок современного искусства только формируется. С другой стороны, сейчас прекрасное время, чтобы покупать работы по низким ценам. Скорее всего, такими низкими они не будут уже никогда, если только не случится экономический кризис.
Я вижу несколько предпосылок к росту цен на произведения российских художников:
- галереи продвигают произведения российских художников не только в России, но и за рубежом;
- продвигать современное искусство стало легче в связи с широким использованием интернета и доступностью информации;
- за последние несколько лет по всему миру, включая Россию, растет интерес к современному искусству как среди молодого, так и более зрелого поколения.
Риски. Основной риск — вероятность ухода художника в другую профессию. Работы художника имеют ценность, если он занимается искусством. Он должен создавать достаточно много работ, чтобы они стали узнаваемыми. Этот риск снижается, если вы покупаете работы художников, с которыми работают галереи. Основная задача галереи — продавать, а значит, обеспечивать художника и работой, и доходами.
Если вам понравятся работы художника, которые больше никому не интересны, то они вряд ли вырастут в цене, но в таком случае сработает другая составляющая искусства — эмоциональная. Поэтому я рекомендую покупать исключительно то, что вам нравится, так как если работа и не вырастет в цене, она все равно будет вас радовать. Такое вряд ли может произойти с другим инвестиционным инструментом.
Эльвира Тарноградская, коллекционер, основатель Syntax gallery:
— Такая элегантная форма обсессивного невроза, как коллекционирование, передается по наследству. Я родилась в семье, где ценили искусство: дедушка, известный библиофил, коллекционировал старинные книги и русское искусство XIX века, отец коллекционирует древние иконы, я коллекционирую современное искусство России, хотя есть и антиквариат, и работы западных художников, например Дэмьена Херста, и работы шестидесятников Анатолия Зверева и Дмитрия Плавинского.
Коллекционирование современного искусства для меня — форма осознанного потребления и контакта с культурными процессами. Покупая работу современного художника, ты позволяешь ему работать и жить своим искусством дальше и создать новое. Поддерживаешь его идеи, смыслы и подходы, которые близки тебе и отражают нерв эпохи.
Свое первое произведение современного искусства я купила в 15 лет. Тогда мы классом ездили на экскурсию в Прагу, где в одной из маленьких галерей я купила работу молодого чешского художника. Это был странный брутальный объект из глины за 300 долларов. Моя коллекция пополняется достаточно часто: есть запланированные покупки — их 2–4 за год, остальные — спонтанные.
В коллекционировании современного искусства есть финансовая перспектива. Я покупаю художников, которые уже оставили след в истории отечественного искусства, или поддерживаю молодых, которые, с моей точки зрения, останутся, а значит, их работы со временем будут дорожать. Но финансовая перспектива имеет вторичное значение по сравнению с эмоциональным, духовным фактором. Купить работу молодого художника за копейки и через 10 лет продать ее за баснословные деньги — это миф. Финансовые перспективы арт-рынка часто зависят от макроэкономических факторов и от социально-политической ситуации в стране или мире. А все мировые аукционные рекорды за последние 20 лет сделали работы, которые их обладатели в свое время купили чуть выше рынка, но осознавали важность той или иной работы в контексте истории искусства.
Начать коллекционировать современное искусство стоит, если есть силы и желание разобраться в текущих культурных процессах и поддержать в национальной или мировой культуре наиболее важные и достойные явления.
Часы
Евгений Русаков, часовой мастер
Сколько стоит. Коллекционировать часы можно с разным бюджетом. Сперва необходимо понять:
- для чего вам нужна коллекция: для себя, продажи, наследства. Если собирать для себя, то можно не тратить много денег, если как вложение средств на будущее — без больших вливаний не обойтись;
- что нравится, например старинные, новые или советские, швейцарские или японские часы. Сейчас в основном собирают часы швейцарского производства;
- понять свой бюджет.
Где искать. Новые часы стоит покупать только в официальных бутиках или у официальных представителей конкретной марки. Они дают полный перечень документов с печатями, международную гарантию, которая позволяет обслуживать часы в официальных гарантийных сервисах в любой части мира.
Б/у часы стоят дешевле новых — цена может быть ниже в 10 раз. Падение цены зависит от марки и модели, размера корпуса — сейчас в тренде корпусы больших диаметров. Женские часы намного дешевле мужских, даже если взять две одинаковые модели. Женские модели невыгодны для вложения средств. Б/у часы можно покупать везде, но необходима проверка профессионала.
Советские часы. Советские часы востребованы, но это очень узкий рынок коллекционных часов. Например, у марок «Луч» или «Полет» интересны конкретные модели, а не массовые. Это вариант для тех, кто хочет коллекционировать для себя, но не зарабатывать.
Риски. Покупая б/у часы, всегда есть риск купить подделку. Чтобы этого избежать, нужно проводить проверку на подлинность в официальном сервисе марки часов или в любом сервисе, которому вы доверяете. Мастер должен проверить часы на герметичность, точность хода, оригинальность механизма. Если продавец не хочет, чтобы вы вскрывали часы для проверки, то от сделки лучше отказаться, иначе можете попасть на реплику.
Недобросовестные ломбарды могут поставить в часовой механизм неоригинальные запчасти. Например, они тоже швейцарские, но более дешевые и не от этого механизма — этот непрофессиональный ремонт вскрывается только при открытии корпуса. Ценность таких часов падает в несколько раз, так как главное не внешность, а механизм. Исправить такую ситуацию можно в официальном сервисе конкретной марки, но ремонт может стоить столько же, сколько вы за них заплатили. Например, репассаж (ремонт) хронографа часов Hublot в официальном магазине стоит от 90 000 руб.
Инвестиции в часы. История про вложение денег касается только часов высокой ценовой категории. Не все ликвидно на вторичном рынке для коллекционеров. Например, дорогие часы Chopard в бутике стоят 700 000 руб., а на вторичном рынке — 200 000 руб. Это не про инвестиции, а про популярный аксессуар. Но если купить эти часы б/у, то это уже вложение, потому что дешевле они уже не упадут.
В России востребованы швейцарские часы определенных марок: Rolex, Patek Philippe, Audemars Piguet, A. Lange & Söhne, Breguet, Vacheron Constantin, Hublot, Panerai. Есть модели часов определенных марок, которые все время дорожают либо минимально падают в цене за длительный срок, например у Rolex — модель Submariner и Day Date в платине, у Patek Philippe — модель Nautilus. Если купить новые Rolex за 650 000 руб., через 10 лет вы сможете их продать за 500 000 руб. — это еще можно рассмотреть как вложение денег. Но если взять марку Breitling, которые стоят 400 000 руб., то на вторичном рынке цена от 70 000 до 250 000 руб. в зависимости от модели — это уже не про вложение денег.
Игорь Савельев, коллекционер:
— Я всегда был неравнодушен к часам. Особое отношение к часам привил мне коллега моего деда, который был хирургом. Будучи 10-летним мальчиком, я просил покупать мне по возможности каталоги того времени с часами-новинками. Внимательно изучая картинки, тексты, узнавая про сложные часовые механизмы, я относился к часам как к произведениям искусства технической направленности. Спустя время, будучи взрослым, я разобрал наследие, которое мне оставили деды, прошел обучение в часовой школе. С помощью профессионала привел свою коллекцию в превосходное состояние. Теперь стараюсь постоянно увеличивать коллекцию.
Сейчас у меня в коллекции 35 часов — много советских именных часов, это особая ценность для меня. Стараюсь раз в год приобретать что-то, что нравится.
Коллекционирование часов — долгосрочная инвестиция, но нужно понимать, что ты покупаешь и за какие деньги: коллекционные или редкие модели могут в будущем принести деньги, но большинство коллекционеров собирают часы просто потому, что находят в этом что-то ценное для себя.